Техника - молодёжи 1947-03, страница 10

Техника - молодёжи 1947-03, страница 10

Инж. Вл. НЕМЦОВ

Машина скользит по гладкому, -чисто выметенному бакинским ветром асфальту. С одной стороны высятся светлые здания, с другой-—темнеет зелень бульвара. Сквозь трепещущие от ветра листья, как осколки разбитого зеркала, сверкают кусочки ослепительного моря.

— Неисчерпаемые запасы нефти таятся в недрах дна Каспийского моря,— говорит молодой геолог, изредка взглядывая на пробегающие мимо леса новых строящихся зданий, мачты кораблей в Бакинской бухте, еле заметные силуэты вышек на далеком берегу.

— По определению геологов, на всем продолжении Кавказского хребта, то есть на приподнятости морского дна, от Баку до Красноводека, — продолжает он, — находятся нефтеносные пласты. Разведка показала положительные результаты. Нефть найдена не только у нашего побережья, возле Баку, но и за Каспием, у Красноводска, Найдена она и на островах, лежащих на этом пути. Все это говорит за то, что ее запасы под дном моря очень значительны.

— Может быть, даже бблыние, чем в районах Баку?

— Несомненно. Несмотря на то, что за последний .год наши экспедиции обнаружили нефтеносные пласты в разных районах Азербайджана, в Кировабад-ском районе, в горах Талыша, в Кабрго-стане, идут разведки в Прикуринской низменности, бурят в Гоусане, Нафталане и других местах. Несмотря на большую значимость этих месторождений, все же можно полагать, -что все это не может иттн ни в какое сравнение с дном Каспия* Пр авда, — сл егка усмех ается он, — здесь больше всего неизвестного...

!Мы проезжаем по улицам «Черного города». Ничто не напоминает его старое название. Светлые здания — розоватого, кремового, белого цвета. Зеркальный асфальт — кажется, только здесь такой умеют делать, — в нем отражается небо. Молодые деревца, стволы которых выкрашены белой известью. Дворцы культуры с разноцветными афишами.

Но вот кончились улицы, а город ©се еще продолжается. Заводы, склады, холодильники, то здесь, то там- белеют каменные каркасы новостроек.

Выжженная солнцем золотистая трава. Строгая геометрия вышек — они вычерчены в небе, как на чертежной синьке. Только их линии не белые, а черные. Скупая, неприветливая земля. Но когда подумаешь, что в ней таится, что в ее жилах течет драгоценная «черная кровь», так нужная нашей промышленности, нашему хозяйству, «всей стране, то по-иному начинаешь смотреть себе под ноги. Вот оно здесь, твое «черное золото» — поди и 'возьми его!

А это не так просто. Земля далеко прячет свои богатства. Но ничто не останавливает советских людей. Вот здесь, неподалеку, в Ленинском районе, бакин

Рас. С. ЛОДЫГИНА

ские нефтяники пробурили скважину глубиной более 4 тысяч метров. Нефть мы будем доставать всюду, где только она есть, даже со дна моря.

Машина выскочила на косогор. До боли в глазах выплеснулась морская си~ нева. У моря не видно горизонта, кажется, небо подступает к берегам. И как бы только затем, чтобы обозначить стальными вехами исчезнувший горизонт, далеко от берега отступили прозрачные остовы вышек.

Сколько раз нам приходилось видеть эти символические вехи сталинских пятилеток, что указывают дорогу © будущее, бесстрашно шагая в открытое море ради богатства и счастья нашей родины! Они стали неотъемлемой частью здешнего пейзажа. И вот все-таки, несмотря на такое, казалось бы, долгое знакомство с ними, каждый раз, снова встречаясь с этими башнями над водой, нельзя освободиться от чувства радостного удивления: вышки шагают в море!

Вот мы уже у самой воды. Еще мгновение, и машина скользнул**, дальше Взглянешь направо — вода. Налево — тоже плещутся волны. Впереди— бескрайный горизонт.

Кажется, что машина плывет по ©оде навстречу вышкам. Мы едем по узкой дамбе, уходящей далеко от берега. Шуршит песок, словно вскипает вода под колесами. Полосатый шлагбаум вырастает перед самым носом машины. Он преграждает путь в море. Кончено путешествие по суше.

К дамбе подплыл юркий катерок. Он повезет нас к дальним морским буровым. Разминая от долгого путешествия затекшие ноги, мы вышли из машины.

Странные и непонятные на первый взгляд конструкции громоздились на берегу. Они напоминали фермы разрушенного моста, если только можно предположить, что этот мост был построен из стальных, сваренных между собой труб.

— Вы эти конструкции увидите в море,—заметил геолог, ловко прыгая на палубу катерка. — Прошу!

Закипели бурунчики под ©интом. Медленно поплыла каменистая дамба, отодвигаясь в сторону, как бы уступая нам дорогу.

Навстречу побежали пенистые волны. Казалось, что в густо подсиненной воде мечутся хлопья мыльной пены.

— Пристать будет трудно, —ни к кому не обращаясь, проговорил* геолог и затем добавил, взглянув на меня: — Прошу извинения, что я выбрал- не совсем подходящий день для вашего знакомства с морскими буровыми, но ничего не поделаешь, — штилевых дней на Каспии всего тридцать один в году. Можно такого дня и,не дождаться.

— !А далеко эти вышки отстоят от берега? — спросил я, когда берег стал казаться узкой желтой полоской.

Б МОРЕ

Вышки