Техника - молодёжи 1947-03, страница 12

Техника - молодёжи 1947-03, страница 12

Ииж. А. МОРОЗОВ

В 1870 году англичане спустили на воду большой монитор «Кэптэн», имевший слишком низкие борта, толстую броню и громадный рангоут с железными трехногими мачтами. Известный кораблестроитель Рид только) на основании испытания модели «Кэптэна» сразу заявил, что это морское чудовище погубит всю свою команду и погибнет само.

7 сентября 1870 года «Кэптэн» в довольно тихую погоду опрокинулся у мыса Финистерре, и) из 55Q человек его команды спаслось случайно только 17. В память этого события в Лондоне установлена бронзовая доска с «вечным порицанием невежественному упрямству лордов Адмиралтейства», нз-за которого погибло 533 моряка. Гибель «Кэптэна» была уроком не только для лордов английского Адмиралтейства. Бассейны для испытания моделей быстро появились в разных странах.

Но эти испытания не могли решить все же главных вопросов: какие повреждения корабля безусловно «смертельны», что нужно сделать, чтобы суда при сравнительно легких повреждениях не переворачивались, не тонули из-за того, что авария, развиваясь, захватывала все новые участки корабля?

Ответ был найден в России в результате работ адмирала С. О. Макарова и знаменитого кораблестроителя А. Н. Крылова.

В 1898 году флагманский корабль английского флота «Виктория» наскочил на другое военное судно и, перевернувшись, пошел ко дну, несмотря на принятые меры-. С. О. Макаров построил модель броненосца «Виктория» и под: робно исследовал на нем влияние различных повреждений. С. О. Макаров и А. Н. Крылов были первыми в мире людьми, указавшими правильный путь в борьбе с морскими катастрофами. Опы-товый бассейн, где А. Н. Крылов про

Задолго до того> как на верфи был заложен гигантский ледокол «Ермак», в Опытовом бассейне были проведены тщательные испытания карликового подобия ледокола.

изводил свои опыты с моделями кораблей, сделался историческим местом, для каждого изучающего, как совершенствовалось кораблестроение.

М одели морских судов — одни из самых древних моделей, помогавших человеку строить большие сооружения по их карликовым подобиям.

На рубеже, отделявшем парусный флот от парового, кораблестроители Америки хотели сделать что-то совершенно необыкновенное, чтобы удовлетворить и чаеторговцев и золотоискателей, жаждавших на крыльях ветра перебрасывать через океаны свои драгоценные грузы или самим перелетать в места, где только что открыли золото. Тогда строители еще не умели свои догадки проверять матейатикой и механикой. Но многолетний опыт и моделирование порою делали чудеса. В особых мастерских изготовлялись корабли, казавшиеся судами каких-то карликов, собравшихся в дальнее плавание.

Потом где-нибудь на безлюдном плоском берегу целый «флот» моделей осторожно спускался на воду. Круто накренившись, мчались они в открытое море, своими широкими белыми парусами напоминая чаек, несущихся над волнами. А сбоку всегда шла парусная шлюпка, и зоркие глаза следили с нее за миниатюрным флотом, лишенным команды, шедшим все одним и тем же курсом неизвестно куда.

И та модель, которая постоянно вылетала вперед, считалась наилучшей. Правда, вырвавшись далеко вперед, кораблик нередко переворачивался; и черное днище, появившееся там, где только

рис. а лодыгииа

одной стороны, безопасности, с другой — скорости. И так как скорость хода приносила судовладельцам громадные доходы— чай не терпит долгого пребывания в море и стоит тем дороже, чем быстрее он доставлялся в порт назначения, —то в жертву приносилась безопасность командц клипера- (груз и корабль выгодно страховались).

Поэтому от моделей требовали только минимальной устойчивости, а- потом по ним строили корабли узкие, * легкие, секретным образом стянутые хитро запутанными железными тягами, придававшими достаточную крепость корпусам судов, с невероятной скоростью мчавшихся в погоне за «счастьем». Это были морские поденки, подчас погибавшие вместе с командой и пассажирами.

История «чайных» н «золотых» клиперов подчеркивает значение моделирования, даже когда оно еще к не имело под собой научной основы.

На огромную высоту роль моделирования кораблей была поднята А. Н. Крыловым. Крылов великолепно изучил историю кораблекрушений прошлого. Он знал, какие повреждения вызывали почти немедленную гибель судов, с которых спасалось только несколько счастливцев, в каких случаях корабль, как будто совершенно обреченный, все-таки добирался до берега. Гениальный ученый н моряк прежде всего стремился своими глазами увидеть «раны» парохода, доставленного в гавань или сидящего где-нибудь на острых «зубах» подводных, камней. В Опытовом бассейне легкие модели, сделанные из дерева, парафина и парусины, получали точные подобия повреждений от столкновения в тумане с другим «кораблем», от

Ss -

. J V: [t

что гордо реяли белые паруса, невольно вызывало тревожную мысль о кораблекрушении, о гибели, хотя на суденышке не было даже и мухи. Кораблестроители знали, что модель в данном случае показывает, как нельзя строить судно. Но здесь сталкивались два требования: с

страшного удара о «риф», «айсберг». Крошечные военные суда «терпели бедствия» от взрыва «пороховых погребов», им наносил смертельные пробоины «вражеский флот». И все эти модели, беспомощно пускавшие пузыри в Опытовом бассейне, помогали А. Н. Крылову cqs-

ю