Техника - молодёжи 1947-03, страница 14

Техника - молодёжи 1947-03, страница 14

На установке, расположившейся в одном из учебных кабинетов Московского ордена Ленина энергетического института имени В. М. Молотова, будущие инженеры изучают сложное искусство управления энергосетью

большого города*

месте, где перед будущим инженером-электриком возникают десятки проблем,—на учебном диспетчерском пункте кафедры электрических станций Московского энергетического института имени В. М. Молотова.

Вот большой пульт, покрытый множеством ключей. Справа от него высится длинный демонстрационный щит с сигнальными лампами, вспыхивающими и гаснущими линиями и стрелками^ За первым пультом сидит руководитель, зщ йультом напротив — студент. Неспециалисту трудно поверить, что перед ним модель электрической установки многомиллионного города со всеми его магистралями. Поворот одного ключа на пульте руководителя — страшная катастрофа на линии, движение другого— выход нз строя целой гидростанции.

Студент должен быстро реагировать на все это и мгновенно пускать в ход ту или другую цепь на своем пульте. А на демонстрационном щите, словно в сказочном зеркале, сейчас же отражается, как протекает авария, правильны или неправильны меры, принимаемые для ее ликвидации.

Подобные модели электротехнических сооружений — в том числе даже гораздо более сложные — сейчас есть у нас и во Всесоюзном электротехническом институте.

Интереснейшие модели плотин, шлюзов и других гидротехнических сооружений созданы совсем недавно в Инженерно-строительном институте имени Куйбышева. Под лабораториями Гидротехнического павильона этого института— громадный железобетонный резервуар емкостью «в 200 кубических метров. Стоит включить рубильник электромотор ра—и мощный насос подает воду куда угодно. Вот по стеклянному десятимет* ровому лотку хлынул поток. Это—река, А маленькие сооружения на его пути — различные типы плотин, шлюзов. Рядом — маленький «океан» с пристанями, молом и даже крохотным волнорезом с маяком. Здесь возникают «мертвая зыбь», «низовка», «шторм» — все, что нужно для изучения действия волн на морской берег, на портовые сооружения.

В Нефтяном институте имени академика Губкина целые здания- заняты моделями новейшего нефтеперегонного завода, буровых «вышек, будущих нефтепроводов. Некоторые из этих установок являются уже, собственно, не моделями, а частями настоящего оборудования, но в целом —все это модель, приучающая будущего специалиста к объектам его деятельности в качестве инженера.

Не думайте, что модели машин всегда умещаются на столе или где-либо в уголке комнаты. Мощные трансформаторы, выпускаемые Московским тран-

нефтеперегонная устное-ка в Московском нефтяном институте имени Я. М. Губкина помогает строить гигантские заводы для кре-кингования нефти.

сформаторным заводом, даже уменьшенные в &~~9 раз {а больше уменьшать их часто нельзя), представляют собою сооружение, на которое надо смотреть, закинув вверх голову. Такая модель, хотя и стоит очень дорого, но дает полную уверенность, что целая серия мощных трансформаторов будет работать так, как нужно.

С незапамятных лет модели помогают строить дома, предприятия, дворцы. Но они никогда не могли помочь выяснить то, как в настоящих залах и комнатах будет звучать речь, пение, музыка. Уменьшив размеры постройки, архитектор не может испытать ее звуком: звуковые волны слишком длинны. Но советские ученые нашли замечательный выход: модели зданий надо испытывать уменьшенным «подобием» звука — ультразвуковыми волнами. Ультразвуки в

модели ведут себя совершенно так же, как обыкновенные звуки в здании соответствующих размеров благодаря тому, что длины волн ультразвука соизмеримы с размерами моделей.

В годы четвертой пятилетки на долю модели у нас выпала особая роль. Нам предстоит восстановить множество мостов, производственных) помещений, различных, нередко уникальных, установок, И умелое использование моделей здесь порою дает поразительный результат. На восстановление цеха одного крупнейшего завода требовались многие месяцы, а смелый и талантливый инженер-строитель, испытав свой способ на маленькой модели, совершенно по-ново-му повел восстановительные работы и сдал цех в эксплоатацию через десять дней. Подобных примеров масса. Объемная модель восстанавливаемых заводов помогает лучше расположить оборудование и отдельные цехи. Прекрасные объемные модели восстанавливаемых городов уже сейчас позволяют видеть будущее тех мест, которые с такой ненавистью изуродовал враг.

Модель — одна нз самых замечательных помощниц человека, позволяющих ему не только строить/ то, что понадобится немедленно, но а смело шагать в далекое будущее.