Техника - молодёжи 1947-08, страница 33

Техника - молодёжи 1947-08, страница 33

мертвой' и неподвижной схемой, а живым изображением местности?

В наше время такая живая карта еще Нужнее, чем -во времена Наполеона.

Ведь на доске прибавились новые фигуры: кроме пехоты, конницы и артиллерии, теперь на поле боя и над полем боя действуют машины: самолеты, танки, тягачи, самоходные орудия. Каждая фигура ходит по-своему. И надо знать, как эти фигуры ходят.

Прежде люди на-глазок определяли, где пройдет пеший, где конный. Тут помогал житейский опыт, накопленный в течениё веков.

Каждый мальчишка в деревне знал, по какому болоту проберешься с кочки на кочку, а куда лучше не соваться.

Но когда появились машины, никто толком не мог сказать, где для них дорога и где нет дороги.

Ход коня знали. 'А ход танка еще был неизвестен.

Посылали вперед разведчиков, и те на-глаз определяли, пройдет танк по болоту или не пройдет.

Происходили споры. Один разведчик говорил: «Пройдет». Другой так же уверенно заявлял: «Не пройдет». Такой спор мог продолжаться до бесконечности. Ведь доказательств не было ни у того, ни у другого.

Чтобы решить спор, посылали вперед танк на пробу. Если танк проваливался, болото считали непроходимым. Но такая проверка стоила слишком дорого.

Было ясно, что тут одного житейского опыта мало. А где мало житейского опыта, там надо поставить опыт научный.

И вот в 1942 году Государственный гидрологический институт послал на Урал экспедицию.

По болотам двинулись в поход танки, грузовики, пушки. Это был поход не против врага, а против незнания. Но ведь и незнание — тоже опасный враг.

Гидрологи составляли схемы, производили расчеты. Все яснее делались правила игры: как ходит легкий танк, как ходит тяжелый.

Прежде просто считали, что болота трудно проходимы или совсем непроходимы для танков. А теперь выяснилось, что по одному болоту танк пройдет, по Другому не пройдет. Ведь болото болоту рознь: есть болота моховые, есть травяные. На одном болоте воду сразу увидишь. а на другом она не видна, а только слышна — хлюпает под ногой при каждом шаге.

Одно и то же болото не всегда бывает одним и тем же. Болото, непроходимое летом, становится в зимнее время удобной дорогой не только для. легких, но и для тяжелых танков. Промерзшее болото прочнее, чем лед на реке. Сверху промерзший слой скрепляют стебли и корни, а внизу он опирается на прочный фундамент — торф.

Но танкам и другим машинам приходится странствовать не только по болотам. Им случается ходить и по глубокому снегу, и по размокшим дорогам, и по льду рек и озер.

Наши метеорологи и гидрологи проделали эту большую работу. И на столе у командующего войсками появились рядом с обыкновенной топографической картой новые, невиданные раньше карты.

У этих карт были странные названия: карта грузоподъемности переправ по речному льду, снегово-танковая карта, карта проходимости болот, военно-гидрологическая карта.

Обычна» географическая карта составляется на многие годы и доживает иной раз до глубокой старости.

Мне вспоминаются те заслуженные, старенькие карты, пег которым я учился когда-то в школе. И* наворачивали на

палку, чтобы они не рвались. И все-таки они разлезались от частого и долгого употребления. На карте полушарий Южная Америка была отделена от Северной прорехой на месте сгиба. А в Атлантическом океане красовалась в виде никому неизвестного острова небольшая, но отчетливо заметная заплата: там когда-то слишком усердный ученик прорвал карту указкой.

Гораздо короче век у военной карты проходимости дорог.

Это карта-прогноз. Ее составляют по прогнозу погоды не на несколько лет или десятилетий, а на несколько дней. После каждой оттепели, после каждой метели карту надо заменять новой.

Зато это не застывшая, не мертвая, а живая карта.

Достаточно на нее взгля-нуть, чтобы увидеть местность такой, какая она есть или будет завтра, чтобы определить, где пройдут танки или пушки и где не пройдут.

Есть теперь и такие карты, на которых показана не только проходимость дорог, но и многое другое: например, границы, до которых реки разливаются весной, броды, удобные для переправы. Это военно-гидрологические карты.

У кого такие карты в руках, тому и карты в руки,

Кто не слышал во время демонстраций и военных парадов, как гремит на Красной площади в Москве огромный сводный военный оркестр? Слушая его тысячеголосое Звучание, подумали ли вы о том, как возникла эта могучая, музыка?

Военная музыка, в частности военная музыка в России», имеет свою очень длинную и интересную историю. Музыкальные инструменты, которые и» по сей день служат основой военного оркестра — труба, барабан, —с древнейших времен служили для военной сигнализации. Но не в силу этих Своих возможностей „ музыка стала неотделимой от войска. Это обусловили ее свойства организовывать любой по объему коллектив — от самого малого до многотысячного. Назначение военной музыки— расчет на массовый коллектив, на звучание на воздухе, а не в комнате, в зале — определило и отбоп музыкальных инструментов военного оркестра, состоящего, как известно, ив духовых и ударных инструментов.

В давние времена при военных действиях шумовой музыкой устрашали врага, производя своеобразную «психическую атаку». Так, на Руси в XV—XVI веках били в громадные «набаты». Величина их была такова, что били в каждый «набат» (литавры) по восемь человек; к этому присоединялись трубы, «большие и малые бубны», и «одновременно воины поднимали сильный крик»; причем шум получался «столь необъятный, ...что неприятель легко приходил- в замешательство».

Из старых русских летописей и миниатюр известно, что великокняжеская Русь располагала военной музыкой. Так, в одной летописи 1216 года сказано: «Бяше бо у князя Юрия стягов 13, а трубоэ и бубнов 60, мольвяхуть бо и

Так гидрология помогает войскам сражаться.

У немцев' это «гидрологическое обеспечение «войск» было поставлено во время войны хуже, чем у нас.

В первую же зиму, когда немцы подходили к Москве, выяснилось, что они боятся снега, потому что не знают его. Они старались держаться дорог. А наши войска тали их с дорог. И немецкие танки тысячами застревали в снегу.

Не знали немцы и болот. На их картах проходимости было указано, что болота недоступны для танков. Немцы думали, что даже зимой болото становится проходимым только тогда, когда промерзает на целый метр,

В 1942 году немцы строили оборонительную линию в районе Великих Лук и( Ржева: рыли противотанковые рвы, возводили укрепления. Но там, где были болота, они укреплений не строили. Им казалось, что болото лучше всяких дзотов защищает их от танков противника.

Это было ошибкой, которой наше командование сумело воспользоваться,

В декабре болота замерзли. Наши танки перешли через болота и неожиданно появились в тылу у немцев.

(Продолжение следует)

про Ярослава стягов у него 17, а труб (И бубнов 40».

Другой летописец, говоря о походе князя Святослава на болгар в 960 году указывает: «...пойда полк по полце быоша в бубны и в трубы».

Большую роль играли в те времена турьи рога, рога из бересты. Они служили для сигнализации о помощи или о победе. О военной музыке в допетровской Руси упоминают и путешественники, приезжавшие с запада в «Московию». «При каждом воеводе, — пишет французский путешественник Маржерет, — на полк полагалось двенадцать бубнов » двенадцать труб и несколько гобоев (сурны)». Другой путешественник замечает: «У ник много трубачей; когда они затрубят по отечественному обычаю все вместе, тогда услышишь чудные и необычайные созвучия».

Перелом от своеобразной военной музыки к европейскому военному оркестру происходит при Петре I. Используя пленных шведов, строго следя за целесообразностью применения военной музыки (о чем свидетельствуют его указы о «зорях»), Петр положил начало современной русской военной музыке. Во времена Екатерины сильно увеличились военные оркестры. Необычайно большое значение силе воздействия музыки придавал великий полководец Суворов.

До начала XIX века в состав военных оркестров входили большей частью деревянные духовые инструменты и инструменты ударные. Так что современное звучание военного оркестра появляется лишь с начала XIX века, когда были введены корнет-а-пистон, трубы, валторны, а затем тромбоны, то есть ярко звучащая медь.

31

ОРИИ ВОЕННЫХ ОРКЕСТРОВ