Техника - молодёжи 1948-01, страница 28

Техника - молодёжи 1948-01, страница 28

ТВОРЦЫ хипии

Инж. А. МОРОЗОВ

Рис. С. ЛОДЫГИНА

„Широко распростирает химия руки свои * дела человеческие.«/*

М. В. ЛОМОНОСОВ.

Петр I говорил, что наука, подобно реке, может менять свое русло. Было время, когда это русло находилось в древней Греции, в Риме. Преобразователь 'Руси твердо верил в то, что «русло науки» должно •переместиться в Россию, и добивался этого.

Заботясь о просвещении и процветании страны, Петр I учредил в России 'Академию наук.

Он утвердил план, по которому в России решили завести собрание «из самолучших ученых людей, которые, науки производя и совершая художества, и науку- публично преподавали бы молодым людям...».

Он приглашал ученых из других государств. Многие приглашенные в Россию ученые смотрели т свое пребывание здесь, -как на. временную работу. Были и просто проходимцы, •неведомыми путями добывшие ученые звания. Вся эта ученая «накипь», оказавшаяся в 'России, возглавляла 'Академию наук и заботилась об одном: всячески убеждать всех, что свет науки идет только с Запада.

Человеку, недостаточно знакомому с историей, может показаться странным, почему множество русских открытий «приписывалось иностранцам. Неужели русские ученые к изобретатели не умели и не хотели бороться за свои «права, отстаивать свой приоритет? 'Могли -и боролись. Трагическим- примером талой борьбы является вся жизнь великого русского ученого Михаила Васильевича Ломоносова.

Умирая, он сказал своему другу: «Друг, я> умираю и на смерть взираю равнодушно; только о том жалею, что не мог я совершить всего того, что -начал я для блага отечества, для приращения наук и славы Академии, и теперь, при конце жизни моей, должен вщеть, что намерений мои. исчезнут вместе со мною».

Не с Ломоносовым, как личностью, ожесточенно боролись академики-иностранцы и раболепствоВавшие пред «ими приспешники: за его спиной они видел» поднимающуюся, растущую русскую науку.

В конце XVIII столетия французский ученый Лавуазье в своей лаборатории проводил опыты, «открывая» закон сохранения вещества, 25 лет назад открытый М. Б. Л ом о носов ьш в его химической лаборатории русской Академии наук.

Прокаливая металлы в герметически) закрытых сосудах, Ломоносов убедился, что в системе вес не- изменяется, как бы ни изменялись ее отдельные составные части. При помощи этих опытов Ломоносов пришел к открытию закона сохранения вещества, который он сформулировал в своем письме к знаменитому математику Эйлеру от 'б июля 1748 года, а через 12 лет, в одной из своих диссертаций — «Рассуждения о твердости и жидкости тел», Ломоносов повторил этот закон следующими словами:

«Все перемены* в натуре случающиеся, такого суть состояния, что сколько чего у одного тела отнимется, столько присовокупится к другому. Так, ежели где убудет несколько материи, то умножится 1в другом месте...»

В 1773 году Лавуазье, повторяя опыты Ломоносова, тот же

Михаил Васильевич ЛОМОНОСОВ (1711—1765).

закон «открывает» вторично. И открытие закона сохранения вещества -было приписано Лавуазье, в то время как работы. Ломоносова после смерти даже не были переведены с бывшего тогда научным латинского языка на русский: они лежали в архивах Академии наук под спудом.

Какую гордость за науку родной страны и в то же время какую горечь за историческую несправедливость испытывали! наши ученые, обнаружившие в архивах гениальные труды Ломоносова!

•Среди работ М. В. Ломоносова найден курс физической химии, написанный в 1752 году, который Ломоносов составил и читал студентам академического университета. Это был первый в мире курс физической химии. Лишь более столетия спустя эта наука окончательно обосновалась и была приписа-' «а иностранцу Оствальду. Но настоящим отцом физической химии! по праву является М. В. Ломоносов.

Закон сохранения энергии выражен Ломоносовым тоже в достаточно четкой форме: «...Тело, движущее-своей силой другое, столько же оные у себя теряет, сколько сообщает другому, которое от н-его движение получает». Этот закон вместе с законом сохранения вещества был сформулирован у Ломоносова, как единый естественный закон, предвосхищающий принцип эквивалентности Эйнштейна, ' которым сейчас, почти через двести лет после Ломоносова, ученые пользуются для вычисления количества энергии, даваемой при искусственном разрушении атомов.

Кинетическая теория газов и механическая теория тепла связаны с именами Максвелла и Клаузиуса. Но как задолго до их работ эти теории» нашли место в гениальной работе Ломоносова «Размышления о причине теплоты и холода»!

Исследования при температуре, близкой к абсолютному нулю, представляют громадный интерес для современной науки, и как мало людей знает, что мысль о недостижимости абсолютного нуля температуры высказана Ломоносовым еще в 1744 году в его «Размышлениях о причине теплоты и холода». Называя абсолютный «нуль «наибольшим градусом холода», Ломоносов в своих выводах опередил ученую мысль более чем на 100 лет.

Злобное соперничество немцев-ученых, охранявших свои преимущества- и «теплые места», раболепство перед заграницей некоторой части русских ученых и чиновников привели к тому, что даже в России долгое время не сознавалось все величие Ломоносова как ученого.

Зато теперь его слава сияет во всем ее блеске. Горькие предсмертные слова Ломоносова: «...намерения мои исчезнут вместе со мною», не сбылись. Его приоритет во 'всех областях химии признан не только в нашей -стране.

Президент Американского химического общества, самого крупного из иностранных химических научных обществ, Смит в 1912 году, при вступлении! в должность президента этого общества, должен был произнести речь, в которой по установившемуся обычаю рассматриваются важнейшие для химии-вопросы. Смит посвятил свою речь «Михаилу Ломоносову и

II