Техника - молодёжи 1948-01, страница 30

Техника - молодёжи 1948-01, страница 30

Статья А, М. Бутлерова, появившая-ся в 1861 году под скромным названием «Нечто о химическом- строении тел», совершила подлинный переворот в химии. Стройные, последовательные доводы Бутлерова сразу убедили ученых, что больше нельзя работать вслепую. Строгая планомерность, введенная Бутлеровым, сделалась тем зарядом, который мощным рывком бросил органический синтез далеко вперед и энергия «которого действует и теперь.

Структурная теория — это план действия, это твердая почва для творческого дерзания, как бы смело оно ни -было. Пользуясь своей теорией, Бутлеров сам синтезировал триметил-карбннол — вещество, существование которого предсказала его теория химического строения.

Бутлерову принадлежит также честь синтетического получения вещества, носящего нелегкое название гексаметилен-тетрамин.

Попросту это уротропин, играющий и; сейчас такую огромную роль в медицине, да и не только в медицине.

Чудо современной техники — синтетические продукты — и множество других веществ, созданных в химических лабораториях, а не выросших !в лесах и на полях, — все получено с помощью теории Бутлерова, давшей возможность умственному взору человека видеть глубокие тайны строения химических веществ, позволившие строить новые вещества «по заказу».

Владимир Васильевич МАРКОВНИКОВ (1839—1904).

Бутлеров славен в химии» не только своими открытиями. Он .создал школу русских химиков, замечательнейших ученых, продолжавших дело друг друга- и всегда атаковавших самые трудные и самые важные -участки химической науки. Среди учеников А. М. Бутлерова выделяется имя В. В. Марковникова.

Владимир Васильевич учился в Казанском университете, в стенах которого работали великие русские химики—Бутлеров, Зинин. Развивая теорию своего учителя, он взялся за труднейшую задачу: открыть правила, которым подчиняются отдельные атомы, в химических соединениях. Для того чтобы сделать это, мало было провести бесчисленное количество опытов, исписать кипы бумаг». Требовалась огромная способность мыслить аналитически; требовалось умение обобщать факты и наблюдения, отбрасывая противоречивые и ошибочные.

9 мая 1869 года В. В. Марковников защищал в Казанском университете диссертацию «Материалы по вопросу о взаимном влиянии атомов в химических соединениях».

Теория строения, разработанная А. М. Бутлеровым, говорит, что на свойства вещества влияют «е только качество и количество атомов, образующих молекулы этого вещества!, но и взаимное расположение атомов в молекуле. Развивая учение

Бутлерова, Марковников установил «правила поведения» соседних атомов, влияющих друг на друга при реакциях, происходящих в сложной молекуле. Зная весь ход этого влияния, уже можно было заранее предсказывать, как будут вести себя в различных случаях составные части» молекулы*

Это знание давало в руки химика, ищущего новые соединения, «путеводитель», помогающий ему добиваться вполне определенного результата, сознательно управляя поведением атомов.

Труд Марковникова сразу обратил на себя внимание русских ученых. Им стало понятно, что сделано открытие мирового значения. Но Марковников написал свои «Материалы» на русском языке, и, значит, иностранные ученые, считавшие в те времена необходимым просматривать новости науки только на немецком, английском и французском языках, об этой выдающейся работе так и не узнают.

<<Переведите поскорее вашу работу на немецкий язык», советовали Марковникову. Но он ответил:

'«Если высказанные здесь мысли представляют интерес, то желающие могут воспользоваться этим русским сочинением...»

Гордый ответ Марковникова был вполне обоснован: его открытие стало известным всему миру, и скоро на всех языках земного шара в учебниках органической химии появились слова: «Правила Марковникова». В университетах Парижа, Берлина, Вены, Лондона, Нью-Йорка студенты учились произносить эту трудную для них фамилию русского ученого.

В годы расцвета творчества Марковникова некоторые ученые резко отделяли* «чистую» науку от тех приложений, которые та или другая наука могла иметь на практике.

Когда Марковников написал свое «Исследование кавказской нефти», его даже стали обвинять в измене «чистой» науке. Но 'Марковников продолжал заниматься нефтью и не только как химик, но и как экономист. Он всеми силами настаивал на том-, что Россия должна развивать свою нефтеперерабатывающую промышленность, а не отправлять нефть за границу как «сырье».

Марковников был настоящим .патриотом, считавшим своим делом не только науку, но и все, касавшееся жизни родной страны-. Началась русско-турецкая война. Он оставил все свои занятия, срочные работы и взял на свои плечи громадный груз: ответственность за санитарное состояние армии. Марковников сам бывал в тыловых иi полевых госпиталях, следил за дезинфекцией санитарных поездов и железнодорожных узлов, где скапливались большие воинские соединения. Летом он выехал на Шипку и лично принимал меры по дезинфекции поля сражения после трехдневной битвы с Сулейман-пашой...

Когда в 1878 году вдруг началась вспышка чумной эпидемии, Марковников занялся изучением химических способов борьбы с заразой и опять, ничего не страшась, стоял в первых рядах лицом к лицу со страшной опасностью.

Трудно назвать другого ученого, который в те времена так воедино сливал в себе гражданина та ученого. Перефразируя слова Некрасова, Марковников любил -говорить: «Ученым можешь ты «е быть, а гражданином быть обязан».

Его яркая, полная творчества жизнь служит свидетельством этому.

ГИГАНТ НАУКИ

Уместно вспомнить имя 'А. 'А. Воскресенского, профессора Петербургского университета, прославившегося замечательными-работами э области, химии. Д. И. Менделеев, ученик Воскресенского, ласково называл его «дедушкой русской химии».

Ученик был достоин своего учителя. Имя Дмитрия Ивановича Менделеева сияет и будет сиять в веках. Он создал основу всей современной химической науки — периодическую систему химических элементов, которая указывает путь к самому сердцу атома — его ядру, защищенному «электрифицированным- заграждением» из электронов. Она приводит в стройную систему неорганическую химию.

•Какими невероятными казались предсказания Менделеева на основании закона о существовании неизвестных элементов! Все они сбылись.

Открытие Менделеева надменные иностранцы встретили по-своему.

Ведь химия»» по утверждению Вюрца, «французская наука».

А Ленард писал, что существует единственная настоящая физика — «германская физика». Это мнение фашиста было свойственно и немецким ученым-химикам, современникам Менделеева.

И вдруг величайший физико-химический закон приходит из России! Быстро появились претензии на приоритет со стороны немца Л. Майера. Но в дальнейшем Майер высказал такое непонимание закона, на открытие которого он претендовал, что вызвал презрение и насмешки -во всем мире.

Не раз и потом ученые, столкнувшись с новыми явлениями, думали найти в таблице Менделеева брешь и доказать, что периодический закон великого русского ученого сыграл свою роль и может быть сдан в музей науки в качестве одного из почетнейших экспонатов. Но Менделеев, создавая свою систе

II

Предыдущая страница
Следующая страница
Информация, связанная с этой страницей:
  1. 366 СД январь 1942
  2. Зинин химик открытия

Близкие к этой страницы