Техника - молодёжи 1948-04, страница 31

Техника - молодёжи 1948-04, страница 31

На мостике стояли Рустамов и Гасанов.

перед ним коллектив, который может сделать все...

— Нехорошо это получается с моей стороны,—-с улыбкой начал Рустамов, останавливая свой взгляд на озабоченном лице Керимова.— Сегодня праздник, когда вы все, можно сказать, именинники, к вдруг приходит Рустамов и говорит о новой работе. Но, понимаете, дело такое срочное. Вы знаете, что к нам приехал один замечательный инженер. Он раньше работал в Ленинграде «а Кировском заводе. 'Много сделал для Советской Армии. Теперь приехал для испытаний своей новой конструкции». Так же как и мы, он ищет способы, как можно больше достать нефти из морского дна. Но что один человек сделает без опытных мастеров?

— Как можно, — согласился Керимов, взглянув на членов своей бригады.

— И вот мы посоветовались с Джа-фаром 'Алекперовичем и решили просить вас...

— Зачем просить?—сразу сделался суровым Керимов. — Скажи—надо! Все пойдем. Да?

— Нельзя, Керимов. Тут дело другое. Это опасное задание. Пойдет только тот, кто желает.

Пахомов оглядел всех своих товарищей-мастеров.

— Я так понимаю, — начал он.— Если ты, товарищ Рустамов, к нам пришел, по-душевному говоришь, просишь, — значит надо. А страшного мы не боимся... Всякое в жизни бывало. — Он встал, застегнул верхнюю пуговицу пиджака и добавил: — Когда на новую работу становиться?

— О це дило,— звонко рассмеялся Опанасенко. — Правильный разговор, Петр Потаныч, в самую точку. Если •нужно, наши бурильщики землю насквозь просадят... И вылезет труба где-нибудь у этих... шк их?..

— Американцев? — заражаясь веселостью мастера, спросил Рустамов.

— Да нет... антиподов... Вот у кого.

— Ну, это то же самое, — усмехнулся парторг. — У них все вверх ногами. — Ты, Опанасенко, знаешь, конечно, что наши инженеры разработали метод на-клонного бурения. 'Мы им обычно пользуемся, когда нужно достать нефть в тех местах, где нельзя поставить вышку. Улица хорошая в городе... Дом! замечательный стоит. Зачем его ломать? Издалека подойдет к этому месту наклонная труба. А вот эти «антиподы» — американские дельцы используют советское изобретение для того, чтобы выкачивать нефть под участком своего соседа.

— Все могут сделать нашю изобретателе—лукаво заметил Опанасенко,— но до этого никогда бы не додумались. Куда им до «американского гения»!

— Так вот, дорогие, вернемся к нашему изобретателю Васильеву, — снова перешел на серьезный тон Рустамов.— Почему мы> решили просить именно вас помочь ему? Конечно, мы могли бы найти и на других промыслах мастеров, но не таких, сами понимаете. У вас опыт инженеров. Где таких найдешь? Нам хоть и обещали подобрать, но... — Он лукаво улыбнулся. — У нас такая пословица есть: «Кто надеется на соседа, тот уснет без ужина».

— Правильно! — весело крикнул Опанасенко. Мастера рассмеялись.

— Итак, товарищи, послезавтра придется начинать новую работу. Дело очень срочное. А пока, — улыбнулся парторг, — торопитесь домой, отдыхать, переодеваться, чтобы вечером выглядеть настоящими именинниками. Сегодня вы будете встречать гостей.

Рустамов остался наедине с Гасано-вым. Тот волновался. Он был «возмущен.

— Нет, Али, хоть ты мне и друг, но я этого не понимаю. Как можно взять моих лучших людей и отдать их неиз-«вестно зачем? Ну, да, конечно, — заторопился он, видя протестующий жест

Рустамова. — «Моя душа не скатерть, чтобы расстилать ее перед тобой» — так говорится, у нас в народе, но я не могу иначе, я прямо скажу, что у меня на душе, — горячился Гасанов.

-г- Хорошо, поговорим начистоту, Ибрагим,—со -сдержанным гневом сказал Рустамов. — Только не обижайся... Разговор прямой. — Он встал со своего места и прошелся по комнате. — Мне очень больно все это слышать от тебя. Ты понимаешь, очень хорошо понимаешь, мак важны опыты Васильева. Можно ли думать только о своем? Ты коммунист, Ибрагим. — Рустамов остановился около инженера и испытующе посмотрел ему в глаза. — В Васильеве ты вшдишь конкурента. Еще бы! Людей взяли для его работ. Нет, нет, не говори мне ничего, — остановил он Ибрагима, вид я, что тот пытается, возразить. — Я все понимаю, но в-ерю в коммуниста Гасанова, ему тоже предстоит выполнить опасное и трудное задание.

На лице инженера удивление.

— Да, Ибрагим, оио не менее трудное, чем то, которое «взялись выполнить твои товарищи.

— Ты- знаешь, я никогда не подводил тебя, Али, — сдержанно заметил инженер.

— Я это знаю, поэтому и прошу тебя,— слегка ©олнуясь, тихо сказал Рустамов.— Мы долго обсуждали этот вопрос с директором, потом решили... Правда, он просил меня ради праздника сегодня об этом не говорить, но уж, если зашла речь...

— Говори, Али, я слушаю.

— Тебе придется временно приостановить работу по установке стометрового основания для того, чтобы? помогать Васильеву. Понимаешь? Ему нужно помочь в переделке электробура, который ты хотел применить у себя.

Наступило молчание. За окном плескались волны, разбиваясь о стальную решетку.

29