Техника - молодёжи 1949-03, страница 5СТАЛИН и НАУКАРопь и значение работы товарища Сталина «О диалектического и историческом материализме» в развитии марксистско-ленинской философской мысли Академик М. МИТИ И Марксистско-ленинская философия прошла большой путь развития. Классики марксизма-ленинизма постоянно развивали и обогащали диалектический и исторический материализм в соответствии с опытом и задачами классовой борьбы пролетариата и новыми данными науки. Работа товарища Сталина «О диалектическом и историческом материализме» является вершиной в развитии марксистско-ленинской философии. В свое время Маркс выражал желание кратко и систематически изложить основы дпалектико-матерналистического метода. Работая над созданием «Капитала», применяя метод материалистической диалектики к исследованию экономических явлении, он в письме к Энгельсу от 14 января 1858 года писал: «...я охотно изложил бы на двух или трех печатных листах в доступной здравому человеческому разуму форме то разумное, что есть в методе, который открыл Гегель, но которому он придал мистическую форму». Однако реализовать свое намерение Марксу в силу сложившихся обстоятельств не пришлось. В. И. Ленин также имел в виду дать систематическое и доступное изложение марксистского диалектического метода. Известно, что Ленин провел большую подготовительную работу, свидетельством чего являются его «Философские тетради». В. И. Ленин приступил к обобщению накопленного им подготовительного материала и написал свои гениальные заметки «К вопросу о диалектике», но и ему в силу ряда обстоятельств не довелось выполнить поставленную задачу. Задачу систематического изложения мировоззрения марксистско-ленинской партии выполнил И. В. Сталин. Классические произведения марксистско-ленинской мысли выходят далеко за рамки своего времени. Творения классиков марксизма-ленинизма живут и будут жить веками. Однако для того, чтобы лразпльно понять и вернее оценить значение любого такого произведения, надо, хотя бы вкратце, осветить историческую и общественно-политическую обстановку, в которой данное произведение было создано. Работу по диалектическому и историческому материализму товарищ Сталин написал в 1938 году. Она вошла органической частью в его «Краткий курс истории ВКП(б)». Основное п главное в обстановке того времени состояло в том, что большевистская партия успешно решила великую задачу построения социализма в СССР. Социалистический строй в нашей стране был утвержден. Большевистская партия окончательно разгромила и уничтожила врагов народа, которые на протяжении многих лет вели борьбу против строительства социализма в СССР, за реставрацию капитализма. Товарищ Сталин выдвинул перед народом новую великую историческую задачу: догнать и перегнать в ближайшие 10—15 лет в экономическом отношении главные капиталистические страны и создать тем самььм возможность для перехода от социализма к коммунизму. В свете этих новых исторических задач исключительно важное значение приобретали вопросы подъема на новый уровень идеологической подготовки кадров, коммунистического воспитания трудящихся, преодоления пережитков капитализма в сознании людей. Для того чтобы успешно решить эти задачи, чтобы наглядно продемонстрировать жизненную силу и великое значение марксистско-ленинской теории, чтобы вооружить кадры научно осознанным опытом большевистской партии, и был написан товарищем Сталиным «Краткий курс истории ВКП(б)», куда составной частью вошло произведение «О диалектическом и историческом материализме». Опубликование «Краткого курса истории ВКП(б)» явилось величайшим событием в идейной жизни большевистской партии и советского народа. Партия большевиков получила могучее идейное оружие для воспитания людей в духе коммунизма. В биографии товарища Сталина дана следующая характеристика его произведения «О диалектическом и историческом материализме». «В «Кратком курсе истории ВКП(б)», в разделе «О диалектическом и историческом материализме», — сказано там, дано в предельно ясной и сжатой форме гениальное изложение основ диалектического и исторического материализма. В этой работе товарищ Сталин дал обобщение всего того, Стенограмма доклада на сессии Академии наук СССР в Ленинграде, посвященной истории отечественной науки, 5 января 1949 года. что внесли Маркс, Энгельс и Ленин в учение о диалектическом методе и материалистической теории, и развил дальше учение диалектического и исторического материализма на основе новейших данных науки и революционной практики. Товарищ Сталин развивает диалектический материализм как теоретическую основу коммунизма, как мировоззрение марксистско-ленинской партии, идейно вооружающее рабочий класс в его борьбе за завоевание диктатуры пролетариата и построение коммунизма. С особой силой показана в этой работе внутренняя связь, существующая между философией марксизма-ленинизма и практической революционной деятельностью большевистской партии. Чтобы не ошибиться в политике, учит Сталин, надо руководствоваться положениями марксистского диалектического метода, надо знать законы исторического развития. Работа И. В. Сталина «О диалектическом и историческом материализме», написанная несравненным мастером марксистского диалектического метода, обобщающая гигантский практический и теоретический опыт большевизма, поднимает на новую, высшую ступень диалектический материализм, является подлинной вершиной марксистско-ленинской философской м ы с л и». С самого начала своей революционной и теоретической деятельности товарищ Сталин придает особое значение философии диалектического материализма, как единственно научному методу познания и революционного действия. В своей ранней статье «От редакции», напечатанной в № 1 газеты «Брдзола» в сентябре 1901 года, товарищ Сталин говорит о необходимости теоретически разъяснять роль рабочего класса в его борьбе против капитализма, о необходимости «...озарять светом научного, социализма каждое явление, с. которым сталкивается рабочий». В работе «Как понимает социал-демократия национальный вопрос?» (сентябрь 1904 года) товарищ Сталин мастерски применяет диалектический материализм к рассмотрению национального вопроса, показывает коренную противоположность диалектики и метафизики, высоко поднимая при этом русских диалектиков 50—60-х годов (Чернышевского, Добролюбова). В статье «Класс пролетариев и партия пролетариев» (январь 1905 года) товарищ Сталин обосновывает роль и значение марксистской партии как руководящей силы в рабочем движении. Единство революционной теории и революционной практики, единство программных, тактических и организационных взглядов — вот почва, на которой только и может строиться партия нового типа, указывает товарищ Сталин. В произведениях товарища Сталина «Коротко о партийных разногласиях» (май 1905 года) и «Ответ «Социал-демократу» (август 1905 года), сыгравших историческую роль в борьбе большевистской партии против меньшевиков, глубоко развиты, с точки зрения диалектического материализма, ленинские идеи о необходимости борьбы против преклонения перед стихийностью рабочего движения, о значении социалистической сознательности и партии как руководящей силы рабочего движения. Необходимо указать здесь также на известные письма из Кутаиса, относящиеся к сентябрю — октябрю 1904 года, В этих письмах товарищ Сталин, разбирая вопрос о стихийности и сознательности в рабочем движении, глубоко освещает при этом такне коренные вопросы теории исторического материализма, как вопрос об общественном бытии и общественном сознании. Впервые в истории большевистской партии товарищ Сталин в этих письмах характеризует то новое в области теории, что вносил Ленин, развивая и двигая вперед марксистскую мысль. Говоря о ленинском вкладе в разработку проблемы стихийности и сознательности, разъясняя ленинскую идею о необходимости внесения социалистического сознания в стихийное рабочее движение, о необходимости поднимать пролетариат до сознания им своей . исторической роли и своих классовых интересов, а не разменивать социалистический идеал на мелочи, не приспосабливать его к стихийному движению, товарищ Сталин указывает, что эта ленинская идея представляет собою теоретический базис для борьбы против всякого оппортунизма, и затем продолжает: «В этом значение ленинской идеи. Называю её ленинской, потому что никто в русской литературе не высказывал ее с такой ясностью, как Ленин». Труд товарища Сталина «Анархизм или социализм?» (1906—1907 годы) представляет собой мастерское изложение з |