Техника - молодёжи 1949-03, страница 6мировоззрения диалектического материализма, теории классовой борьбы пролетариата, марксистского учения о диктатуре пролетариата, основ научного коммунизма. Это произведение имело большое значение в деле теоретической подготовки большевистской партии и входит в идейную сокровищницу партии как важнейший вклад в теорию марксизма-ленинизма. Особое значение для дальнейшего развития марксистско-ленинской науки, в том числе диалектического и исторического материализма, имеет работа товарища Сталина «Марксизм и национальный вопрос», вышедшая в 1913 году и явившаяся теорией и программной декларацией большевизма по национальному вопросу. Эта работа—классический образец теоретического анализа и решения, с точки зрения марксистского диалектического метода, одного из сложнейших вопросов общественной жизни — национального вопроса. Крупнейший вклад в дальнейшее развитие марксистско-ленинской теории в целом и марксистско-ленинской философии в том числе представляет собой произведение товарища Сталина «Об основах ленинизма» (1924 год). В этой работе дапо изложение и теоретическое обоснование ленинизма, глубоко освещены боевой характер большевистской идеологии, значение подлинно революционной теории, роль «революционно-критического метода», то есть марксистского диалектического метода, для революционной практики. В этом произведении впервые в истории большевистской партии дана знаменитая классическая характеристика книги Ленина «Материализм и эмпириокритицизм» как нового этапа в развитии марксистской философии. Большое значение для марксистской философии имеет критика товарищем Сталиным бухаринской теории «равновесия». Эта критика имела своей непосредственной задачей разоблачение кулацкой, реставраторской идеологии правых, но она вышла далеко за пределы этой непосредственной задачи. Известно, чю теория «равновесия» — эта вульгарная, антинаучная и антидиалектическая теория — широко распространена в буржуазном мире среди защитников буржуазного общества. Огюст Конт, Спенсер, Тард, Джон Стюарт Милль в прошлом, многие буржуазные социологи и философы в настоящем придерживались и придерживаются теории «равновесия». Теория «равновесия»_представляет собой также одну из «теоретических основ» ревизионизма и оппортунизма. Характерно, что Бернштейн и Каутский, извращая марксизм, вполне сошлись на почве этой «теории» в своей борьбе против марксистской диалектики. Махисты и особенно богданов-цы специально занимались «разработкой» теории «равновесия». Точно так же бухаринцы и троцкисты были глашатаями реакционной теории «равновесия». Таким образом, сталинская критика теории «равновесия» означала не только разоблачение и разгром одного из устоев кулацкой бухаринской «концепции»: она означала также разоблачение и разгром одной из распространенных форм буржуазного антидиалектического мышления, она подрывала в корне одну из методологических основ реформизма и оппортунизма. Не меньшее значение имели критика и разоблачение товарищем Сталиным меньшевиствующего идеализма. С прозорливостью вождя товарищ Сталин раскрыл глубоко враждебную марксизму-ленинизму меньшевиствующе-идеалистиче-скую сущность воззрений этих ревизионистов в области философии, их отказ от партийности философии, их отрицание ленинского этапа в развитии марксистской философии, их преклонение перед гегельянством и извращение диалектики в гегелевском духе. Творческое применение товарищем Сталиным метода марксистской -диалектики и материалистической теории при решении всех вопросов политики большевистской партии, всех теоретических вопросов, которые ставила борьба рабочего класса в эпоху империализма и пролетарских революций, в эпоху победы социализма на одной шестой части земли, дальнейшее развитие и конкретизация диалектического материализма — все это двигало вперед революционную мысль, обогащало марксистско-ленинскую философскую науку. Только на таком теоретическом фундаменте и могло быть создано произведение огромной обобщающей силы, составляющее эпоху в развитии марксистско-ленинской философии и имеющее всемирно-историческое значение, каким является работа товарища Сталина «О диалектическом и историческом материализме». Впервые в истории марксизма товарищ Сталин дал систематическое изложение всех составных частей марксистской философии, являющейся теоретическим фундаментом коммунизма: диалектического метода, философского материализма и исторического материализма. Обобщив теоретическое богатство, содержащееся в великих произведениях Маркса и Энгельса («Манифест Коммунистической партии», «Капитал», «Анти-Дюринг», «Людвиг Фейербах» и др.)к а также все новое, что внес в дальнейшее развитие марксистской философии В. И. Ленин в своем гениальнейшем труде «Материализм и эмпириокритицизм», в «Философских тетрадях» и в других своих произведениях, товарищ Сталин*дал мастерское изложение диа лектического и исторического материализма, соответствующее эпохе победы социализма в СССР, эпохе крушения капиталистического строя. Работа товарища Сталина «О диалектическом и историческом материализме» представляет собою философское обобщение теоретического и практического опыта большевистской партии, новейших данных естествознания и общественных наук, революционной практики рабочего класса. Гигантский, не сравнимый ни с чем опыт борьбы партии большевизма за завоевание диктатуры пролетариата, за построение социализма в нашей стране и за постепенный переход от социализма к коммунизму, закономерности новой исторической эпохи, закономерности социалистического общественного и государственного строя — все это получило 'глубокое философское обобщение в работе «О диалектическом и историческом материализме». Произведение товарища Сталина «О диалектическом и историческом материализме» представляет собою дальнейшее развитие ленинского принципа партийности философии. Как известно, Ленин в своих положениях о партийности философии поднял вопросы идеологической борьбы на огромную принципиальную высоту. С большой остротой осветил он классовый смысл и идеологическое значение борьбы материализма и идеализма в истории философии, показал революционную действенность марксистской философии, ее направленность против идеализма, против буржуазной реакции. Ленин показал, что партийность философии и науки есть подлинное выражение исторической и научной правды, которую несет с собою рабочий класс, ибо большевистская партийность включает в себя требование активной борьбы за победу прогрессивных сил общества, за поражение сил реакции. Ленин показал, что в философии на протяжении более чем двух тысяч лет идет непрерывная борьба между материализмом и идеализмом и что быть сознательным сторонником материализма — значит активно вести последовательную до конца борьбу против всех и всяких видов идеалистической реакции. Идеи Ленина о партийности философии развита дальше товарищем Сталиным. Уже первое положение, которым начинается замечательное произведение «О диалектическом и историческом материализме», а именно* что диалектический материализм есть мировоззрение марксистско-ленинской партии, со всей силой подчеркивает внутреннюю связь философии марксизма со всей деятельностью большевистской партии. Как известно, одним из коренных пороков социал-демо-крэтических, оппортунистических партий является отрицание ими диалектического материализма как теоретической основы освободительного движения рабочего класса. В философии, как и в любой другой области общественных наук, оппортунисты и ревизионисты шли на поводу у буржуазных идеологов. Они призывали сочетать «марксизм» (марксизм в их понимании) с буржуазной философией. Отказываясь от диалектического материализма, заменяя его различными формами пошлейшего позитивизма, они определяли свою тактику от случая к случаю, приспосабливались к политике буржуазии, предавали интересы пролетариата. Отречение от диалектического материализма было выражением их отказа вести революционную борьбу против капитализма, выражением их внутренней, родственной связи со всем буржуазным строем, их «врастания» в систему капитализма. Бернштейн, Каутский, Отто Бауэр, Фридрих Адлер, Макс Адлер, Вандервельде и другие — все они открещивались от диалектического материализма, стремшЛгсь «сочетать» марксистскую фразеологию с реакционным идеализмом. Нынешние правые социалисты, преемники старых оппортунистов и реформистов (Блюм, Эттли, Ласки, Шумахер, Са-рагат и пр.), продолжают линию своих «духовных отцов» — выступают со злобными нападками иа марксистскую философию, открыто демонстрируют свою лакейскую верность модным течениям упадочной буржуазной философии. Только большевистская партия с самого своего возникновения провозгласила своим мировоззрением диалектический материализм и на протяжении всей своей героической истории высоко держит знамя научной марксистской философии, совершенствуя и развивая диалектический материализм в соответствии с опытом и задачами классовой борьбы пролетариата. Указав, что диалектический материализм есть мировоззрение большевистской партии, товарищ Сталин подчеркнул внутреннюю связь политики большевистской партии с ее мировоззрением. Товарищ Сталин во всех своих произведениях учит видеть в философии марксизма боевое оружие партии, необходимое для решения задач классовой борьбы и социалистического строительства. И. В. Сталин учит ставить философию на службу интересам большевистской партии—той партии, которая руководствуется в своей деятельности научным пониманием законов общественного развития, той партии, которая воплощает в себе опыт революционной борьбы рабочего
|