Техника - молодёжи 1949-03, страница 9

Техника - молодёжи 1949-03, страница 9

За создание истории

ОТЕЧЕСТВЕННОЙ НАУКИ

Президент Академии наук СССР академик С. И. ВАВИЛОВ

В январе этого года Академия наук Советского Союза собралась в Ленинграде для обсуждения вопросов истории отечественной науки.

Сессия собралась в Ленинграде не случайно — город Ленина искони был и, конечно, всегда будет одним из важнейших средоточий нашей отечественной науки и техники. На всем обширном просторе нашей родины нет другого места, где бы слава истории нашей науки звучала так же громко, как в городе Ленина. Здесь поднялась и выросла та русская наука, которую от прошлого бережно принял Советский Союз как основу и трамплин для нового, невиданного взлета науки и техники в социалистической стране,

Для Академии иаук СССР, выросшей на -берегах Невы, Ленинград был и остается поприщем значительной части ее научной деятельности. Двести лет назад, в конце 174в года, по мысли, планам и настоянию М. В. Ломоносова, Академия наук построила на Васильевском острове первое в нашей стране отдельное исследовательское учреждение — химическую лабораторию. До той поры научная работа проводилась в музеях или в домашней обстановке. Скромная лаборатория Ломоносова означала, в сущности, начало нового этапа в изучении природы и на пути создания научной основы для техники. Впервые вместо пассивных хранилищ прибо

ров, редкостей и книг, каковыми были музеи, кабинеты и кунсткамеры, тогдашнее русское государство предоставило некоторые, хотя и очень ограниченные, условия для живой, активной деятельности исследователя. Ломоносовская лаборатория— это прообраз научно-исследовательских институтов и лабораторий, в громадном числе выросших в Советском Союзе после. Октябрьской революции и ставших столбовой дорогой новой, большой советской науки. Должны были пройти века, должна была прогреметь величайшая в истории человечества социальная революция, чтобы дальновидное прозрение Ломоносова о наиболее действенных формах организации науки получило, наконец, свое широчайшее осуществление в Советской стране.

Сессия общего собрании Академии иаук СССР в Ленинграде обсудила широко проблему изучения истории отечественной науки. В задачу сессии не входило, однако, детальное, систематическое рассмотрение большой, сложной и очень разнообразной истории отечественного знания в его совокупности во всех его разделах. На наших собраниях на примерах развития специальных областей науки, отдельных научных учреждений и некоторых проблем мы предполагали обсудить и выяснить общую методологию, главные линии и направления исследования по истории отечественной науки, оценить объем предстоящей работы, наметить коллективные

методом: начиная с астрономии и кончая социологией — везде находит подтверждение та мысль, что в мире нет ничего вечного, что всё изменяется, всё развивается. Следовательно, всё в природе должно рассматриваться с точки зрения движения, развития. А это означает, что дух диалектики пронизывает всю современную науку».

В работе «О диалектическом и историческом материализме» товарищ Сталин пишет: «...философский материализм Маркса исходит из того, что мир по природе своей материален, что многообразные явления в мире представляют различные виды движущейся материи, что взаимная связь и взаимная обусловленность явлений, устанавливаемые диалектическим методом, представляют закономерности развития движущейся материи, что мир развивается по законам движения материи и не нуждается ни в каком «мировом духе».

Как было сказано выше, одним из типичных проявлений загнивания буржуазной науки и философии в эпоху крушения буржуазного строя является отрицание причинности и закономерности в явлениях природы и общества, утверждение, что в природе господствует слепой случай, возведение случайности в принцип науки.

Выше мы приводили высказывания Джинса, Эддингтона, Гейзенберга и других буржуазных физиков и философов в отношении физики. Такое же отрицание закономерности и возведение случайности в господствующий принцип характерно и для буржуазной биологии. Живая природа представляется современным идеалистическим течением в биологии, в первую очередь вейсманизмом-морганизмом, как хаос случайных явлений. Не умея вскрыть закономерности органического мира, вейсманисты-морганисты прибегают к теории вероятности и превращают биологическую науку в статистику, в набор математических формул.

Менделизм-морганизм отрицает необходимые связи в живой природе, трактует ее как царство слепого случая, обрекая тем самым практику на бесплодное топтание на месте.

В противовес отрицанию буржуазной наукой закономерности в развитии природы и утверждению господства случайности, товарищ Сталин, конкретизируя и развивая дальше марксистско-ленинскую философию, выдвигает положения, полностью исключающие буржуазный агностицизм и открывающие перед наукой величественные перспективы познания законов природы и подчинения ее нуждам человека. «...Диалектика, — указывает товарищ Сталин, — рассматривает природу не как случайное скопление предметов, явлений, отор-* ванных друг от друга, изолированных друг от друга и не зависимых друг от друга, — а как связное, единое целое, где предметы, явления органически связаны друг с другом, зависят друг от друга и обусловливают друг друга».

И в другом месте: «Если связь явлений природы и взаим

ная их обусловленность представляют закономерности развития природы, то из этого вытекает, что связь и взаимная обусловленность явлений общественной жизни — представляют также не случайное дело, а закономерности развития общества».

Товарищ Сталин подчеркивает в своих работах великое творческое значение материалистических принципов в науке. Он требует науки действенной, способной преобразовывать мир, изменять природу, науки творческой и созидательной, науки, опирающейся на опыт миллионов.

Гений В. И. Ленина и И. В. Сталина открыл и оценил преобразующее значение мичуринского учения в биологии. Благодаря им передовая биологическая наука обогатилась неоценимым по своему идейному и научному значению мичуринским учением. В докладе, посвященном 31-й годовщине Великой Октябрьской социалистической революции, тов. В. М. Молотов сказал: «Научная дискуссия по вопросам биологии была проведена под направляющим влиянием нашей партии. Руководящие идеи товарища Сталина и здесь сыграли решающую роль, открыв новые широкие перспективы в научной и практической работе». Глубокий смысл заключен в этих словах. Указания товарища Сталина по коренным, принципиальным вопросам биологической науки подняли на огромную высоту борьбу против идеализма и схоластики в биологии и обеспечили победу передовой, мичуринской, диалектико-материалистической биологии.

Борьба за материализм в науке, которую ведет большевистская партия, имеет глубокое принципиальное значение. Социализм создал условия для ломки закоренелых предрассудков буржуазной науки, для коренного пересмотра ее «законов» и норм, отражающих узость горизонта буржуазного общества, для очистки науки от всяких идеалистических пут. Социализм открывает перед наукой небывалые и необозримые творческие перспективы. Положения товарища Сталина о существе марксистского диалектического метода и материалистической теории вооружают наших исследователей различных областей знания научными принципами, способными дать огромные теоретические и практические результаты.

В борьбе за материализм советская наука опирается на великие материалистические традиции русской науки. Имена Ломоносова, Лобачевского, Менделеева, Мечникова, Столетова, Умова, Павлова, Тимирязева, Мичурина, Вильямса знаменуют собой блестящие страницы в развитии материалистического естествознания. Органически сочетая эти великие традиции русской науки с ведущими идеями Ленина и Сталина, советская наука на путях диалектического материализма добьется новых замечательных побед.

(Окончание следует)

7