Техника - молодёжи 1949-11, страница 23

Техника - молодёжи 1949-11, страница 23

МОДЕЛИРОВАНИЕ ЗВУКОВ

Одними акустическими материалами, как мы знаем, нельзя добиться хорошей акустики помещения. Акустика помещения определяется его конструкцией. Форма помещения должна быть такой, чтобы звуки могли дойти до любого уголка зала, чтобы в нем не было мест с плохой слышимостью. Чтобы, рассчитывая конструкцию здания, быть уверенным, что его акустика будет хорошей, архитектору нужно точно знать, по каким путям будут итти в здании звуки, какие участки помещения могут стать местом зарождения вредных" звуковых отражений, где и как нужно будет применить звукопоглощающие устройства.

Одной математикой для нахождения путей звука в помещении обойтись трудно, так как приходится иметь дело с сочетанием большого числа самых разнообразных, не поддающихся учету,

ляемая профессором Московского ордена Ленина Государственного университета имени Ломоносова С. Н. Ржевки-ным и Г. Д. Малюжинец, создав так называемые резонансные звукопоглоти-тели, дали архитекторам возможность в случае необходимости полиостью гасить звуки.

Заслуга наших акустиков заключается не только в создания этих конструкций, но и в разработке теории конструирования звукогюглотителей с заранее заданными свойствами. Одной из основных частей системы резонансных звукопоглотителей является металлический или фанерный лист с большим количеством небольших отверстий, прикрытых тканью или каким-либо другим пористым материалом. Лист устанавливается на некотором расстоянии от стены. Перекрещивающимися деревянными рейками пространство между листом и стеной разбито на отдельные коробки. Звук, проникший в резонаторную коробку через узкое отверстие, оказывается в положении рыбы, попавшей в вершу. Звук мечется внутри коробки, отскакивая от одной стенки к другой, пролетая мимо узких отверстий. Обессиленный многократными отражениями, звук, наконец, совсем замирает^ Если во время своих судорожных скачков звук все-таки метнется к отверстию, что мало вероятно, то и тогда ему не вырваться снова в зал.

Ослабевший во время своих метаний, он завязнет и окончательно затухнет в материале, которым закрыты отверстия. Содружество пористого материала с резонаторами — могучее средство укрощения звуков. Если пористый материал использовать самостоя гельно, то вызванное им поглощение будет раз в десять меньше, чем в том случае, когда он работает совместно с резонатором. Применение звукопоглощающих резонаторов дает возможность экономить дорогие материалы.

Групповые резонансные звукопоглоти-гели на некоторых частотах полностью поглощают звуки в отличие от ранее существовавших систем, поглощавших не больше 60—70 процентов звука, а при низких частотах в большинстве своем вообще не действовавших.

Новейшие двух, и трехслойные советские резонансные звукопоглотители могут обеспечить поглощение в очень широком диапазоне частот.

Теория расчета таких систем дана В. С. Нестеровым. Экспериментальная проверка полностью подтвердила эту теорию.

Проблему получения высоких коэфи-циентов поглощения можно считать принципиально решенной.

условий. Ведь звукам придется отражаться от поверхностной сложной конфигурации. Работать же над архитектурным проектом, не будучи уверенным, что выстроенное по нему здание не преподнесет каких-либо неприятных сюрпризов, что в нем действительно можно будет отлично слышать — слишком рискованно.

Решать задачу точного нахождения картины распространения звука помогает остроумный способ. Звук моделируют с помощью водяных волн. Разрезную модель спроектированного помещения опускают в ванну, наполненную водой. В то место, откуда должна исходить речь или музыка, погружается острие

иглы, прикрепленной к дрожащему камертону. Возникающие на воде волны расходятся, подобно волнам звуковым.

Испытания с моделями позволяют яс но и отчетливо проследить пути распространения волн, найти участки, * где рождается эхо, где образуются звуковые тени, и т. д.

Рассматривая фотографии волн, вызванных колебаниями камертона, архитектор решает, какие исправления нужно внести в проект, где нужно будет поставить звукопоглотители и т. д. Только тогда, когда испытания с моделью убеждают его в том, что здание будет иметь хорошую акустику, он уверенно подписывает свой проект.

Лауреат Сталинской премии Рис. В. КУЗНЕЦОВА

А* ГОР11ЕНКО

Нередко, проходя по залам картинных галлсрей, мы с горечью замечаем нг| старинных картинах следы старости —г мелкие трещины, испестрившие слой краски, тусклость и несвежесть некогда ярких красок. Правда, такие картинь? еще можно восстановить, освежить их краски. Однако жизнь картин, написанных масляными красками, все же огра^ ничена каким-то сроком.

Но в искусстве имеются способы создания вечных картин, по богатству красок напоминающих масляную живопись. Это мозаика, картины, сделанные из более прочного и гораздо более долговечного, чем краски, материала. Мозаичные картины изготавливаются из смальты — цветного стекла особого состава, по виду напоминающего камень.

Смальта — вечный материал. Она не разрушается под действием ветров, дождей, морозов, солнца. Краски, внесенные в стеклянную массу, навсегда сохраняют све- Специальным жесть. Об этом красноречиво говорят археологические находки, пролежавшие в земле не одно тысячелетие. Уже в далекие времена мозаика из смальты пришла на смену мозаике из драгоценных камней. Она мало уступала последней в блеске и красоте, хотя в древности располагали смальтой с весьма небольшим количеством колеров. Сейчас же в распоряжении художников, создающих картины из смальты, имеется широкая палитра красок, насчитывающая свыше 12 тыс. цветов и оттенков.

Рассматривая образцы современных смальт, невольно вспоминаешь творение великого русского ученого Михаила Ва

сильевича Ломоносова. К тому времени, когда расцвел изумительный талант этого всестороннего ученого, искусство изготовления смальты в Европе окончательно угасло. Его возродил к жизни гений Ломоносова.

Стекло для смальты начали варить в России уже в XVIIK веке. Значительно позже, лишь во второй половине XIX шк летия, ее начали изготовлять и в Европе.

Ломоносов создал множество замечал тельных мозаичных картин. Огромная картина Ломоносова «Полтавский бой*, в которой запечатлен величественный подвиг русских воинов, сейчас украшает стену в здании Академии наук в Ленинграде.

У нас сохранилась рецептура стекла для смальты, созданная Ломоносовым и его последователями, работавшими в Петербурге.

резцом лист смальты разрезают на отдельные пластинки.