Техника - молодёжи 1949-11, страница 22Помещая разрезную модель здания в ванну с водой и мсн)елируя звуки с помощью водяных волн, акустики получают надежные данные о том, как будут вести себя звуки в будущем здании. ся устранить только там, где надо предельно ослабить звуки, например в машинописных бюро. Стены бюро обивают ватой. Зодчий, проектирующий помещение, предназначенное для слушания, обязан обеспечить в нем достаточную реверберацию, достаточное продление звучания. Нормальным временем реверберации считается срок, необходимый для того, чтобы сила звука, имеющего частоту пятьсот двенадцать колебаний ® секунду, спала до одной миллионной своей первоначальной величины. О том, какого порядка время нормальной реверберации, можно судить по примерам известных московских концертных помещений. В Колонном зале Дома союзов, одном из лучших в мире по своим акустическим качествам помещений, время реверберации, когда зал наполнен слушателями, равно 1,7 сек. Хорош в акустическом отношении, несмотря на некоторую гулкость, и Большой зал консерватории. Время реверберации в нем, когда он целиком наполнен слушателями, равно 2,2 сек. Чтобы обеспечить нормальное время реверберации, архитектор должен знать, где в его постройке будут происходить отражения звука и какая часть звука будет теряться при каждом отражении. С чрезмерной реверберацией архитектор борется, избегая сплошных и гладких, не рассеивающих звука потолков, обивая «х материалами, поглощающими звук, устраивая углубления в стенах, надстройки, колонные лепные украшения, меблируя помещение нужным образом и т. д. При расчете времени реверберации надо учитывать то обстоятельство. что в зале пустом она будет больше, чем » зале, наполненном зрителями, присутствие которых является причиной дополнительного поглощения звуков. Поэтому в театрах, для того чтобы обеспечить постоянство реверберации, делают мягкие кресла. При неполном зале свободные кресла выполняют роль дополнительных поглотителей звуков, поглощая звуки своей обивкой. Второй противник архитектора — эхо, родная сестра реверберации. Оно также вызывается отражениями звука. В природе эхо —это могучие раскаты грома, широко разносящийся грохот водопада или реки, далекий отклик, отзывающийся на наш голос. При этом если слово короткое, эхо повторит его полностью, а в длинном мы иногда расслышим лишь последние слоги: первые заглушаются нашим голосом, произносящим конец слова. Эхо в поле, в лесу может доставить нам даже удовольствие, прозвучать красиво и выразительно. Но в театре или концертном зале эхо, разумеется, недопустимо, так как оно мешает слушать поющих или говорящих на сцене артистов. Возникает-эхо тогда, когда отраженный препятствием звук достигает слушателя позже, чем через 1/i7 долю секунды после звука, пришедшего от источника напрямую. Потолок высотой в 10 м уже может рождать эхо, Особенно резким эхо бывает в залах со сферическими потолками, собирающими звук, например в церквах, особенно больших. Эхо не просто повторяет голос, но и искажает его, словно передразнивает. Артист поет отлично, а не устраненное неумелым архитектором эхо может издевательски спародировать его голос. Правильно взятую певцом ноту эхо может превратить в фальшивую. Причина искажения звуков эхом та же, что и при сильной реверберации. Отражающая поверхность поглощает часть звуков, причем звуки разной высоты поглощаются по-разному. Вследствие этого звучание сложного музыкального тона при отражении искажается. Третий противник архитектора — сильный, острый резонанс. Резонаторы, которыми может служить любая деталь помещения, отзываясь на звуки, усиливают их. Резонанс полезен, если звуки всех частот усиливаются равномерно. Такой резонанс облегчает чтецам и певцам их . работу. Акустические резонаторы давно известны. В древних русских церквах в стены заделывали пустые металлические или глиняные сосуды-голосники, подбирая их так, чтобы они, резонируя, усиливали речь и музыку. Этим достигалась торжественная гулкость храма. Но резонанс вреден в том случае, когда он проявляется лишь при звуках определенных частот. Отзываясь лишь на определенные звуки, резонаторы будут искажать речь и музыку. В борьбе с острым резонансом архитектору подчас приходится несколько переконструировать ту или иную деталь помещения, явившуюся причиной такой звуковой помехи. Также очевидна необходимость борьбы с шумом, врывающимся в помещение извне — с улицы или из соседних помещений — или же рождающимся в самом помещении. Удары молота, доле тающие с соседнего завода, резкий звон трамвая, гудки автомобиля, гул, лязг, говор, множество смешанных звуков глушат музыку и человеческую речь. Шум не просто мешает слушать, но он я гфеден — утомляет человека, искажает остроту слуха. Бороться с ним не легко, потому что он входит не открыто в распахнутые двери или окна, а пробирается хитрыми и окольными «утями — сквозь стены, вентиляторы, по печным и водопроводным трубам i: т.д. Полусантиметровая щель под плотной, толщиной в б —6 см, дверью пропустит звуковой энергии в четыре раза больше, чем сама дверь. GUFbBl С ШШЕХАШ! С точки зрения акустики, аудитория является хорошей тогда, когда в ней обеспечена достаточная громкость, отсутствие заметного эха, надлежащая реверберация, обусловливающая достаточную быстроту затухания звука, отсутствие острого резонанса и изоляция от внешнего шума. Акустические качества помещения в огромной степени зависят от его формы, от того, какова его конструкция. Улучшать акустику помещения, уничтожать чрезмерную реверберацию, резонанс, эхо, изолировать помещение от него и врывающихся снаружи шумов помогают и звукопоглощающие материалы. Нужным образом размещая эти материалы, акустики пресекают «беззакония» звуков. Здания, которые желают полностью изолировать от шума, возводят на специальных фундаментах с прокладками. Строители их не допускают нигде образования щелей. Двери и окна в помещениях, защищаемых от шума, устраивают двойные. Борьба с шумом ведется и внутри помещения —в нем развешивают драпировки, расстилают ковры. С помощью звукопоглощающих материалов можно бороться и с реверберацией и с эхом, уменьшая отражательную способность поверхностей, встречаемых звуками. Обычный облицовочный цемент, твердая штукатурка, кирпич и камень поглощают слишком мало звуковой энергии — всего 1,2%. Значительно сильнее поглощают звук специальные пористые, материалы. Проникающие в их поры звуки быстро растрачивают свою энергию. Вследствие трения в порах звуковая энергия превращается в тепловую, и, таким образом, звук оказывается поглощенным. Наша строительная промышленность выпускает много сортов прочных, удобных и красивых, специально рассчитанных на поглощение звука материалов: шлакобетон, пеносиликаты, стеклянную вату, акустическую штукатурку, черепицу, войлок и т. д. Советская наука и техника, успешно решая проблемы, выдвинутые архитектурной акустикой, создают новые методы, помогающие улучшать акустику зданий. Сложнейшие задачи перед советскими акустиками возникли при проектировании купола Большого зала Дворца Советов. Этот купол будет чрезвычайно высоким. Обычные акустические расчеты при конструировании этого купола не годились. Для сооружения его нужен материал, полностью поглощающий все падающие на него звуки. Нельзя допустить даже малейшего отражения звука от купола. При его огромной высоте эхо будет очень явственно. Ведь оно придет с опозданием примерно в полсекунды. Группа советских акустиков, возглав 20 |