Техника - молодёжи 1950-01, страница 18ство замечательных дел делает этот газ Видите эти мощные турбогенераторы? Не удивляйтесь, что около них нет людей,— они обслуживаются автоматически... — Переходим на «синий уголь»? — спросил девушку мой товарищ. — Включаю Охотское море... — Ты опять забываешь, что на Дальнем Востоке сейчас ночь, — рассмеялась девушка. — В темноте нам трудно будет показать Охотскую приливную станцию Давай лучше нашу ближайшую соседку — Пен-жинскую губу, Мурманск. Раздались щелчки переключений. Поразительная перемена совершилась на экране. Почти с птичьего полета я увидел плотину, врезанную в узкую горловину залива. Волны Баренцева моря разбивались о ее бетонную громаду. Белый ободок пены четко вырисовывал контуры этого огромного сооружения. Мощные линии электропередачи тянулись от плотины. — Не удивляйтесь тому, что вы видите станцию сверху. Один из телепередатчиков установлен на вершине прибрежной скалы. Здесь использованы очень удачные природные условия, — продолжала девушка. — Приливная волна в Пенжин-ской губе достигает почти десяти метров. Миллионы тонн воды напирают на эту плотину, стремясь прорваться в залив. Но мы не даем воде свободного хода. Мы пропускаем ее через турбины. Они установлены прямо в теле плотины. Когда уже уровень воды в заливе сравняется с уровнем воды в океане и океан начнет отступать, мы отдаем ему воды залива. Но опять-таки гоним их через турбины. Огромное количество энергии дает нам «синий уголь», добытый в водах океана Ведь в теле плотины работает свыше сотни гидрогенераторов. — Вот почему электроэнергия в нашей стране стоит так дешево, — вмешался в разговор юноша. — Кстати, мощность Охотской станции значительно больше. Там высота приливной волны превосходит одиннадцать метров. — Гидрогенераторные установки мы смотреть не будем, — продолжала девушка.— Они обычны. Я покажу вам лишь работу автоматических жалюзи, переключающих направление движения воды. Повая смена картин произошла на экране — изображение стало почему-то плоским, похожим на схематический рисунок. Но это был «живой» рисунок. Отдельные его детали двигались, изменяли форму. Видно было, как вздымаются волны, лижущие бетон плотины. Как зачарованный, смотрел я на необычайную картину движения воды в каналах плотины. Самым удивительным было то, что плотина представлялась мне как бы в разрезе. Темными линиями вырисовывались поднятые стальные двери. Видимо, заметив мое удивление, Нина Алексеевна пояснила: — Мы используем в данном случае радиолокационный метод первичного воспроизведения изображения. |