Техника - молодёжи 1951-01, страница 34

Техника - молодёжи 1951-01, страница 34

^ЙЮНОВАТЕЛЪ РУССКОЙ МЕТЕОСЛУЖБЫ

<К 110-летию со дня рождения академика Я. А. Рыкачева)

логическую обсерваторию. Воздушные змен снаряжались изобретенными Рыкачевым самопишущими метеорологическими приборами — анемографом и термографом, первыми в мире подобными устройствами.

Одновременно Михаил Александрович вел изыскания н в области создания летательных аппаратов тяжелее воздуха. В 1870 году им были

Прибор М. А. Рыкачева для испытания геликоптерного винта.

начаты опыты по определению подъемной силы воздушных винтов, что требовалось для задуманной им постройки геликоптера.

Явившись в этом деле прямым продолжателем великого русского ученого М. В. Ломоносова, Рыкачев задался целью точно установить мощности, потребные для вращения воздушных винтов определенных размеров, и вес грузов, которые моглн бы быть этими винтами подняты.

В процессе исследований Михаил Александрович сконструировал прибор и разработал методику его использования, которая и сейчас признается наиболее правильной.

Опытами с винтамн М. А. Рыкачев впервые подал идею создания двигателей внутреннего сгорания. «...Нынешние машины очень тяжелы... — писал он. — Введение в употребление взрывов газа или пороха может еще повысить силу машины при малом ее весе...»

В конце 1880 года Михаил Александрович был избран председателем вновь организованного VII воздухоплавательного отдела Русского технического общества. Работая на этом посту, Рыкачев оказал большую поддержку А. Ф. Можайскому в создании первого в мире самолета, И. С. Косто-вичу — в проектировании его дирижабля н первого в мире мошного бенэннового мотора, а несколько позже К. Э. Циолковскому— в его первых аэродинамических опытах.

Единственная субсидия, полученная Циолковским во времена царизма, была выхлопотана ему Рыкачевым.

После Великой Октябрьской социалистической революции престарелый ученый отдал все свои силы и знания молодому советскому государству. Михаил Александрович возглавил работу по изучению производительной силы ветров для нужд народного хозяйства.

в последние годы жизин Мнханл Александрович Рыкачев был председателем Комиссии по организации Государственного гидрологического института.

Научное наследие М. А. Рыкачева превышает 200 печатных трудов, многие яз которых удостоены высоких научных Наград. Под руководством Михаила Александровича выросла Целая плеяда выдающихся русских метеорологов и физиков.

Инженер-подполковник Е. Бурче

ское напряжение. Электронный луч, проходя между этнмн пластинами, отклоняется, причем величина отклонения луча пропорциональна напряжению на отклоняющих пластинах. Одна пара отклоняющих пластин располагается так, что создает отклонение по горизонтали, другая — по вертикали.

На горизонтальные пластины обычно подают развертывающее напряжение от специального генератора развертки, заставляя, таким образом, луч двигаться по экрану с заданной нами скоростью.

На вертикальные пластины, илн «пластины явления», обычно подают изучаемое напряжение. В результате на экране осциллографа записывается некоторая кривая, например: процесс зарядки или разрядки конденсатора в известном нам масштабе времени.

Если исследуемый процесс кратковременный, то при однократной записи на экране осциллографа картина мелькает столь быстро, что ее ие удается ни рассмотреть, ни сфотографировать.

Эту трудность можно преодолеть следующим способом: если ' исследуемый процесс зарядки конденсатора длится всего 0,00001 секунды, но его можно повторять много раз в течение секунды, то изучаемый процесс синхронизуют

32

с разверткой изображения на экране так, что ои каждый раз появляется на одном н том же месте экрана. Эту картину, фактически мелькающую много раз в секунду, наш глаз воспринимает как неподвижную н имеющую яркость, равную сумме яркости отдельных изображений.

Значительно большие экспериментальные трудности представляет измерение однократных кратковременных процессов, причем дело еще несколько осложняется, если момент начала явления ие зависит от экспериментатора, то-есть явление носит случайный характер, как это, например, имеет место при разряде молнии иа линию передачи.

Для решения такого рода задач советским ученым И. С. Стекольннковым был построен импульсный высоковольтный осциллограф, снабженный так называемой ждущей схемой развертки, включающей прибор прн возникновении явления. Что касается необходимой для наблюдения и фотографирования яркости изображения, то в данном приборе вместо многократного повторения записи одной и той же картины бледным лучом производилась однократная запись очень ярким лучом.

Если обычный катодный осциллограф представляет собой настольный прибор

средних размеров, то высоковольтный осциллограф занимает большой шкаф и весит несколько сот килограммов.

Предельная скорость движения луча по экрану трубки, при которой он еще мог быть виден и сфотографирован в высоковольтном осциллографе И. С. Стекольникова, была порядка сотии тысяч километров в секунду, и соответственно этому с помощью этого прибора можно было изучать процессы, длящиеся миллионные доли секунды.

МИЛЛИАРДНЫЕ ДОЛИ СЕКУНДЫ

При изучении строения вещества н процессов радиоактивного распада также приходится измерять весьма короткие промежутки времени, порядка миллионных и даже миллиардных долей секунды.

Так, например, период полураспада радиоактивного золота с атомным весом 197 составляет около 7 • 10-8 секунды, то-есть семь миллиардных долей секунды.

В данном случае задача особенно трудна, поскольку каждый акт радио-

(Окоичаиив см. иа 88-й стр.)

и звестны огромные заслуги ученых н изобретателей нашей страны в деле завоевания воздушного океана. К славной когорте людей, подаривших миру крылья, принадлежит и академик Михаил Александрович Рыкачев — крупиейшнй деятель в области метеорологии, воздухоплавания и авиации.

Михаил Александрович родился 5 января 1841 года. Он учился вначале в Морском корпусе) а затем в Морской академии.

По окончании академии Рыкачев специализировался в области морской метеорологии. Д в а д ц атнвосьмилетним молодым человеком ои был избран Российской Академией наук на пост помощника директора Главной физической обсерватории, в которой н прослужил 57 лет. В течение 17 лет он был ее директором.

Рыкачев создал при обсерватории службу штормовых предостережений, которая в наши дни преобразована в Центральный институт прогнозов. Им же впервые в мире было организовано систематическое изучение высоких слоев атмосферы, в результате чего родилась новая отрасль метеорологической науки — аэрология, имеющая столь большое значение н для наукн и для воздушногЬ флота.

В 1902 году Рыкачев организовал при Павловской обсерватории первое в России «змейковое» отделение, позже преобразованное в существующую и поныне Центральную аэро

Академик Михаил Александрович Рыкачев. (Портрет публикуется * первые.)