Техника - молодёжи 1951-01, страница 38лнща, где крысы кусают детей в лкш -ках, а иногда наносят им такие раны, что приходится класть детей в больницу...» Уилер мог бы добавить, что этн совершенно лишенные солнца, с примитивной канализацией, без водопровода жилища, с воздухом, никуда не проветриваемь-м, наполненным миазмами f бактериями, грозят ежесекундно жизни их обитателей обваливающимися с потолка пластами известки, гнилыми, держащимися иа «честчом слове» лестницами, а зачастую и го-овымн упасть стенами. Унлер мог бы добавить еще, что и ати никогда не ремонтируемые дома с узкими колодпами-дьор- ми, превращенными в свалку или помойку, приносят владельцам их немал! ie прибыли.. Особенно ужасно положение детек Лишенные свежего воздуха, никогда не велящие солнца, без поисмитра со стороны занятых родителей, ползают они— рахитичные, тснкорукне, с бледными, худыми лнчнка ин — по *гзким дворам, выискивая ;ебе «лакомстча* в кучах отбросог. По официальным данным, свытге 3 миллионов детей школьного возраста не посещают школы. Да и школы эгн ютится в подвала/ церквах, пустых дрозяных сараях: 20% используемых школьных зданий подлежат немедленному сносу! Роня-жно, лочему рождаемость в Нью-Й^рке упа„,а с 23 человек на каждую тлея", жителей в VA2 году до 17 уелов( к в 1»32 к оду. К этим ж? ряйи;-ам трушсЛ ньдо отнести квартаj Харлем- не.рнтяиское гетто, куда согнано 80% всех иегров, живущих в Нью-Йорке, да н все остальные национальные кварталы — еим-во, |ы национального угнетения в «самой свободной стране мира»: вар-тдл еврейской бедво.ь- в юго-восточ.юй части нижнего Манхеттена, китайской—около Читам-сквера н т. д. Вообще «slums» занимают в Пью-Порке, как и во всей Америке, огромное мело" специальна и cei тгека: i комиссуя конетатлповала, что Ы часть населения страны .кивет в труц-обах! Эту цифру, конечно. такж» за С1- чает у пом ян vTr хирош< выдрес-ированный 1Л', н' крыше Эмпайр-стейт би щннг. И еще об дном факте не рассказывает очэкс ::урсаитам перечисляя ьсе «самое грандиозное в Америке»: ни в одном городе мира нет с" лько душевнобольных, сколько их в Нью-Йорке, Причины этого помяни чжаому, кто впервые попадает в Нью-Йорк: оглушав! , буквально ошеломляет грохот надземной дороги, раздражаю^ пляшущие огчи реклам, муит «озненне ск'верный, бедный кислородом воздух Чудовищный, ~лой город, город-убнйца, снабжающий живущих в его каменных недрах серых, усталых людей мертвы к. свет эм электричества ьместо солнца, оензиновой вонью вместо свежего воздуха, пильными и чахлыми деревьями бульваров вместо зеленой растительности, обедняет, обкрадывает молодость, выпивает, подобно вампиру, румянец со щек детей, принижает к оглуиляет человека, без остатка .'.ъедает миллионы жизчей. Американская реклама трубит, что наиболее характерным выражением собственно американской ар штектуры являются небоскребы. Но у небоскоебоь нет ничего общего с архитектурой; это ..юрег'не не архитекторов, а нчжеьеров И говорить об архитектуре небоскребов можно только в том же смысле, в каком можно говорить об архитектуре м. шины. Впрочем, некоторые из вилеашнх Нью-Йорк только в кинокрртииах, завезенных в маршаллнзованные :траны. считают. что небоскребы не лишены некоторой красоты и даже изяще -тва. К сожалению, «лирой», реальный пебогкреб от-• юд^ не пронзво wi этого впечатления. >1а ч увидеть небоскреб жителю Нью Йорка, как это ки парадоксально звучит, почти невозможно: узкие улнцы не позво |я.от окинуть взглядом всю выс ту ж« "езоСетонного комода. Прохожий ьидьт только кусо1 стены с бесконечными рядам" окон. Фотографии же н кинокадры, приводящие и восторг не слишком разборчивых поклонников «всего америк некого», сняты с точек, недоступных рядовому человеку, — с крыши соседнего небоскреба нлн с борта самолета. По меткому замечанию одного американского публициста, архнтек-rypj небоскреба существует не для людгй, а для ангелов и птиц. Как и всякая машина в руках капиталиста, небоскрепы прнннжгют, порабощают людей. Пе от изобилия и богатства полегли в небо эти серые уооллн-яке: бншлн, а оттого что в результате бнпжевых спекуляций бешено возросли цены н: яемлю в центральных районах города. И землевладельцы начали громоздить этажи ча этажи, чтобы получить больше жилой площадч, а значи., больше прибыли. Гнилая почва няжп вы - вот та основа, на которой выросли, подобно ядовитым грибам, герые грома ды небоскребов. Небоскребы еще более ухудшают условия hi ш 1 города, загммния улицы (есть в Нью-Йорке такие улнпы, на которых электричество горит круглые сутки, а проезжающие мяшннь. как в тг.н неле, включают фары); они заслоняют солнце от соседних домов, вызывают дикую концентрацию транспорта у своих немногочисленных подъездов Сами некрасивые, выстроенные в чудознщной тесноте, буквально стенки к Стеню- с core ihkmj* домами, оин, конечно, не могут способствовать украшению безобразного, неудобного города Чекоторые нстирики архитектуры н чублицчеть нередко задают еппрос: ест1 ли в Соединенных Штатах Америка вооыце своя архитектура? Наиболее об-ъектиьные из них к твечают — нет. Действ 1тел >н<, в Америке, и в частности в Нью-Йорке, ееть много дворцов и вила, миллионер», построенных в любом стиле — от кл :сичесчого до конструк-тнвнетекого. Но своего собственного, особенного, свойственного только Америке, ничего нет. В этом отношении Америка похиЖ! иа большую комнату, безвкусно обставленную пестрой, не гармонирующей между собой мебелью разных стилей и эпох, купленной по частим ча дешевых распродажах. Собственно американского в этом, пожалуй, только то, что часто за п^шиым фасадом скрыва !тся убогое, неудобное содержание. Даже такие сооружения об щенационального значения, как музей Метрополитен нли Бруклинский музей, богато украшенные с фаса",а, сзадк вн-глядь г так голо, неприветливо и безобразно. что напоминчют тюрьмы... Каковы тенденции американского гра-достронтельст а и его перспективы? Строители американских трущоб, вге сто того чтобы принять мер!' к расширению улиц и дворов, подвести сольце к ка к, юн кеар-нре, предлагают строить дома без окоь, которые, по еловьч авторов эюго предложенья, «не принося никакой польз! % значительно увеличивают теплоотдачу помещения». Совершенно ясно, что этот проект наруку владельцам компаний. снабжг ощих трущобы электроэнергией для исвеще ЧИГ.1 Впрочем, ееть и другое, дн.'метральни .фотчвоположное предложение: гроить доме только из стекля Можно не :см-нева^ся, что отнюдь не человеголюбче и забота о потребностях людей двигает авторами этого проект i, а, скорее всего, ннтере< ь1 фабрикантов стекла, не нахо\.ццих сбыта д тя своей продук цчч. Атомная бомба, ставшая любимым кознрем американских бизнесменов — поджнг 1телей войны, дала новый толчок самым сумасшедшим нориям градостроительства. С юва всплыл проект строительства для защиты от бомбежек 60-эгажиых домов в форме креста. Премложены дома без первого этажа, так сказать, доме иг ходулях, что якобы должно списоб^твоват'. лучшему со проявлению их действию взрывной ьол ны Серьезно обсуждается проект созда ння «пер„'двнжной> столицы в не( коль-чих железнодорожных эшелжах. Со сладострастием смакуется челов< коиеие-вистиичеекчи проек* — загнать человечество под землю, окончательно лишить его со [нечного све/а и сгежего в >здуха, превратить в уэльсовских морлоков, — прое.ст создания подземных горотов. Впрочем, асе э-и про( кты рассчитаны в основном на то, чтобы поддержичать и дальше сос гоянне постоянной напряжен] ого < жидания войьы. . гыгодное дельцам с Уолл-стрнта. Реальное же состояние архитектуры Соединенных Штатов гучше всого определил талантливый гмернканскнй публицист Льюс Мум-фоод: «Современной американской арх..гектуре cj ждено остат^я застывшей, стереотипной и пустой, как душг робота». Р 1дом с Эллнс- Ашлендом — ^.Остро-вом слез*, превращенным американскими империалистами в концентрационный лагерь н за это получившим свое второе название, нч крохотном островке Бедло стоит воспетая многими поэтами н изображенная на миллионах почтовых открыток знаменитая статуя Свободы — тоже как Сы подвергнутая карантину, иеже гательная гостьр сегодняшней Америки, Впрочем, многочисленные фото) рафии и киноснимки преподносят 60-метровый мочуме1 • только с фасаде или чуть ч.боку. Но вот перед в„мн енчмок, опубликованный в журнале «Ньюс-Уяк», на кот. с эом статуя Свободы снята с тыльной "тороны Оказалось, что -великим chmloa американской цнвилиьягнл» вы гляднт с тыла дсвольн! -теки нег.рнгляд-но: покосившаяся хибарка оезр; ботного, куча грязного х и ма, свалка ржавогЬ лома, помойка. FUm кажется", однако, что этот снимок более точнл символизирует сущность «американской цнвчлиза ции» «ммериканского образа жизни», открпвенно показывая, jto таитсе :>а разреклемированным фасадом «самой богатой страны в миее». |