Техника - молодёжи 1951-09, страница 36

Техника - молодёжи 1951-09, страница 36

К нига А. А. Морозова достойна своего замысла: показать деятельность Ломоносова не как «пестрый калейдоскоп сменяющихся тем и увлечений гениального человека, а как проявление единого и целостного прогрессивного материалистического мировоззрения, как величайшую целеустремленность патриотического порыва и дерзания». Это итог многолетних изысканий историка и раздумий писателя.

Трудность задачи, стоявшей перед автором большой и в то же время широко доступной биографии М. В. Ломоносова, нисколько ■не умалялась обилием исходных материалов. Советская историческая наука проявила к имени Ломоносова то «особое внимание» и «особенную любовь», с какими, по завету В. Г. Белинского, должна освещаться в поколениях русских людей жизнь этого поистине замечательного человека. С каждым годом возрастает число работ, по-СЕЯщенных отдельным сторонам научной, литературной, общественной деятельности Ломоносова. Академия наук СССР систематически публикует материалы наследства Ломоносова и выпускает первое полное собрание его сочинений. Но художественная биография великого человека — это не распределенное по хронологическим этапам собрание комментариев « отдельным событиям его жизни. Это целостный сплав, портрет, блещущий живыми красками, действенный, драматичный в самом высоком смысле этого слова, ибо жизнь в развитии всегда драматична. Поэтому главная трудность на пути к воссозданию жизненного, творческого облика корифея отечественной культуры, стоявшая перед А. А. Морозовым, вполне подготовленным и эрудированным исследователем, — это была писательская трудность. Для преодоления ее не существует предопределенных решений. Нет и не может быть одинаковых рецептов для создания книги биографического жанра, как и любой другой хорошей книги. Но во всех случаях важно сосредоточить основное внимание на решающе важных биографических эпизодах, выделить ведущие жизненные коллизии, рассказ о которых позволит познакомить читателя с характером героя в моменты, когда определяющие черты его личности проявляются с наибольшей отчетливостью.

А. А. Морозов не упускает в

А. А. Морозов, Михаил Васильевич Ломоносов. Изд-во «Молодая гвардия». 1051 г., 960 стр., тираж 15 тыс., цена 17 руб.

Слава ссксй нщки

своей интересной книге и таких возможностей. В ряде глав он показывает Ломоносова человеком высоких порывов и могучих страстей, пламенным борцом против засилья иноземных ничтожеств, проникновенным творцом. Ломоносов велик не только в отдельных своих деяниях. Он новатор во всех областях своей деятельности. Все они должны быть упомянуты в качестве вдохновляющего примера для молодежи. Ломоносову принадлежит первенство в открытии важнейших законов природы. Необъятны его заслуги в развитии самых разнообразных отраслей знания, техники, культуры. Всю жизнь он боролся за науку во имя горячей любви к отчизне. По словам Пушкина, «он все испытал и все проник».

Наша молодежь должна оценить значение грандиозного вклада Ломоносова в развитие физики и химии, астрономии и геологии, минералогии и учения об электричестве, металлургии и географии, метеорологии и геофизики в целом. Она должна получить полное представление о важности для последующего развития науки его чисто химических и физико-химических исследований, осуществлявшихся, кстати сказать, в первой в мире химической лаборатории, им же основанной. Ломоносов — первый ученый меревед; с его именем неразрывно связано освоение Великого Северного морского пути. Ломоносов — историк, ожесточенно сражавшийся против тех искажений истории ранних этапов Российского государства, с которыми приходилось бороться и в наше время. Ломоносов — преобразователь русского языка, положивший начало его научному изучению.

Каждая из граней этой бесконечно богатой личности раскрывалась в борьбе. Ломоносов прокладывал новые дороги знанию, смело ломал устаревшие представления в науке, победоносно утверждал славу имени русского.

Ломоносов побеждал и победил — его дело живет в заложенных им демократических традициях отечественной науки, в нашем чудесном, могучем, поэтическом языке, в вдохновенном творчестве советских людей, которым близка и дорога ломоносовская мечта о светлом будущем своего народа. Нас не могут не волновать подробности героической борьбы Ломоносова с его могущественными и высокопоставленными врагами, противостоящими ему как ярчайшему представителю талантливого русского народа, освобождения творческих сил которого невежественные и раболепствующие перед всем иностранным правители смертельно боялись на всем протяжении мрачной истории самодержавия.

В отличие от многих своих предшественников А. А. Морозов меньше всего стремится завоевать доверие читателя реконструкцией мелких деталей быта, обстановки, речи. Его исследование творчества Ломоносова проникнуто историзмом

в самом широком смысле. Эпоха Ломоносова освещена прожрктором марксистского анализа; на этом фоне отдельные деяния Ломоносова выявляются с большей рельефностью.

Первый — и, пожалуй, наиболее яркий с литературной стороны — раздел книги, посвященный родине Ломоносова, его детским и юношеским годам, построен на оригинальном историческом материале, в значительной части добытом в результате собственных изысканий автора.

Родина Ломоносова — двинская земля. Показывая русский Север как часть общерусской культуры, А. А. Морозов развенчивает веками складывавшуюся вокруг Ломоносова легенду. Нет, Ломоносов не чудом возник из безотрадного и забытого края! В действительности в этом краю находили себе широкий простор «русская даровитость, находчивость и изобретательность, не связанные обезволивающим крепостным правом», — говорит автор. Но если здесь источник творческой энергии Ломоносова, то создал его — и это А. А. Морозов показывает обстоятельно, на ярких, убедительных фактах — исторический опыт и гений всего русского народа.

Во время учения Ломоносов в полной мере воспользовался сокровищами древнерусской письменности, с которыми он впервые познакомился на Севере, но которые стали ему доступны во всем своем многообразии в годы учения. Он освоил все достижения русской поэзии, становившейся активной участницей борьбы за начатые Петром 1 преобразования, за преодоление исторической отсталости великой страны. Пересматривая неверные воззрения многих своих предшественников, А. А. Морозов подчеркивает значение именно московского периода жизни Ломоносова. Здесь окреп и созрел высокий патриотизм Ломоносова, «навсегда оградивший его от некритического и раболепного отношения к иноземной культуре».

Большой заслугой А. А. Морозова является то, что он тщательно проследил, как закладывались основы материалистического мировоззрения Ломоносова. В заграничное путешествие читатель провожает своего героя юным, но уже вполне сложившимся человеком. Для него отнюдь не является неожиданностью то обстоятельство, что для зоркого глаза Ломоносова не становится преградой тот «идеалистический туман», который обступает его за рубежом.

Правдиво и объективно, как подобает историку-марксисту, описывает А. А. Морозов «унизительное состояние» науки в Германии того времени. Он отдает должное научным заслугам известного ученого доломоносовской эпохи Христиана Вольфа, подчеркивает неизменное уважение, с которым к нему относился Ломоносов, но в то же время разоблачает реакционный характер его философии, противостоявшей смелому антифеодальному натиску энциклопедистов, опытному знанию, освобождавшемуся от пут теологии. Отважный молодой русский ученый решительно отбросил метафизические ухищрения Вольфа. А. А. Морозов подробно рассказывает, как формировалось, отчеканивалось собственное научное мировоззрение Ломоносова, основывающееся на материалистическом понимании зако

34