Техника - молодёжи 1951-09, страница 34

Техника - молодёжи 1951-09, страница 34

Я увидел нечто странное: темное море заволновалось, побежали белые гребешки пены...

Берег преображался. Светлеющая листва блеснула изумрудной росой. Выступили на свет яркие южные цветы. Разгоралось чудесное утро.

Я не замечал времени, потрясенный зрелищем.

Затем по полотну сверху вниз прошла темная волна. Видение исчезло. Через мгновение возник первоначальный лунный пейзаж. Все попрежнему: ночь, звезды, силуэты деревьев, море.

Сергей задернул штору, включил электричество.

— Что же это такое, а? — вырвался у меня изумленный возглас.

Вероятно, я выглядел довольно забавно. Сергей был доволен, глаза искрились.

— Со школьной скамьи, — начал он, — меня занимала мысль о новом в живописи. Темпы прогресса растут. Мы живем в эпоху великих преобразований. Наука, техника, культура нашей страны достигли высокого совершенства и открыли перед людьми новые беспредельные горизонты.

Быстро взглянув на меня и убедившись в полном внимании, он продолжал:

— Наши художники работают над созданием произведений, достойных нашей великой эпохи. Кисть, палитра и холст испытаны столетиями. Они — замечательные орудия живописцев. Но... не пора ли подумать и об обновлении оружия?

Сергей взволнованно прошелся из угла в угол.

— Рассматривая любимые картины, мне хотелось увидеть изображение в движении, хотелось видеть мысль художника, воплощенной в более реальные образы.

Остановившись у окна, Сергей открыл штору. Лунный пейзаж ожил. Небо начало бледнеть.

— Как осуществить мечту, я не знал. Урок химии, интересные реакции с индикаторами подали мысль. Капля иода окрашивала раствор крахмала в синий цвет. Синяя лакмусовая бумажка в присутствии кислоты превращалась в красную. Явилась идея. Осуществить ее удалось с помощью фотохимии.

Я покосился на картину: по светлой зелени деревьев прыгали солнечные зайчики. Желтые? Нет! Настоящие, светящиеся.

— Известно также, — Сергей добродушно улыбнулся, заметив мой взгляд: —' солнечный свет обязателен при фотохимических реакциях. Мое внимание привлекли щелочно-галоидные соли. Под действием ультрафиолетовых лучей, содержащихся в солнечном спектре, кристаллы хлористого натрия желтели, бромистого калия — синели. Соли не удалось использовать. Реакция шла медленно. Тем временем техника изобразительного искусства сделала шаг вперед. Появилась, теперь широко известная, люминесцентная живопись. Но я искал другого.

Он помолчал.

— Год спустя мне вместе с товарищами удалось создать первую краску. Назвали ее динамической.

— Значит, — подхватил я, догадываясь, — удалось найти краски, непрерывно меняющий свой цвет!

— Да, под действием дневного света. Ты знаешь, под его влиянием в листьях растений появляется зеленое красящее вещество — хлорофилл. Происходит превращение лу

чистой энергии в химическую, образуются органические соединения. Таков принцип динамических красок.

Знакомый лунный пейзаж снова ожил.

— На полотне картины идет обратимая реакция. Под действием света начинается фотохимический распад веществ — красок. Затем происходит образование сложных молекулярных комплексов — появляются новые краски.

— А почему солнечные зайчики светятся, потом гаснут? — не выдержал я. — Наверное, что-нибудь вроде люминесцентных изображений?

Сергей отрицательно покачал головой:

— Люминесцентная живопись требует специальной аппаратуры для облучения. Здесь реакция идет непосредственно от дневного света. Достаточно убрать дневной свет -взаимодействия не будет.

Он сдвинул шторы. Некоторое время изображение изменялось, потом — замерло. На стене висел обычный пейзаж.

— Великолепно! Но ведь очень сложно писать твоими красками. Чуть ошибся — поправить мазок нельзя — началась реакция.

— Ничего подобного, — живо и даже с удовольствием возразил Сергей. — Ошибочно нанесенную краску убирают нейтрализатором. Нужно знать время и порядок прохождения реакции, свойства каждой краски. В области прикладного искусства, рекламы, театра возможности применения новых красок почти не ограничены.

Сергей взял из шкафа большую книгу в кожаном переплете и открыл первую страницу.

— Здесь собраны труды товарищей по институту, работавших главным образом над рецептурой красок и составом грунта — катализатора. Попутно мы решили проблему устойчивых, не поддающихся времени, неизменных тонов для обыкновенных картин. Новая форма изобразительного искусства лишь дополняет существующую живопись, когда для полного впечатления изображаемый предмет нужно показать во времени.

Он бережно передал мне раскрытую книгу. На страницах пестрели формулы. Причудливые сочетания, цвета солнечного спектра представляли образцы динамических красок в их различных превращениях. Описания сотен опытов чередовались с научными заключениями.

Он взял у меня книгу и, держа ее раскрытой, добавил:

— Занимаясь химией, я работал для живописи. Дела впереди много. Нужно заменить стеклянное полотно прочной, устойчивой и легкой пластмассой, создать новые, недостающие краски, с более широким диапазоном цветов, разработать методы их производства, удлинить срок жизни динамического изображения и многое другое. Перспективы творческого труда — чудесные, бескрайные и радостные, как наша родина.

Сергей закрыл книгу, тщательно обтер переплет куском бархата и положил в шкаф.

Обдумывая все виденное и слышанное, я испытывал чувство гордости за таких людей, как Сергей, ищущих и дерзающих.

32