Техника - молодёжи 1951-12, страница 33

Техника - молодёжи 1951-12, страница 33

тонко и герметично сшить кровеносные сосуды. Хирурги сшивали сосуды вручную. При этих операциях на местах швов в сосудах образовывались пристеночные сгустки крови -! тромбы. Герметичность сшитого сосуда часто не достигалась, и наблюдались повторные кровотечения. Вот почему, и особенно во фронтовых условиях, применять операции на кровеносных сосудах было почти невозможно». Приводили Гудову и утверждения великого русского хирурга Николая Ивановича Пирогова: «Для хирурга настала бы новая эра, если бы удалось скоро и верно остановить кровотечение в большой артерии... не перевязывая ее». Сохранить ногу или руку хирург мог только при возможности быстрого соединения раненых кровеносных сссудов.

И вот инженер достает книги по анатомии, физиологии, хирургии и просиживает за ними ночами. Он находит время для посещения лекций в медицинском институте, добивается разрешения присутствовать на хирургических операциях... Так рождалась идея аппарата, который механически сшивал бы кровеносные сосуды. Этот аппарат, живший пока в воображении изобретателя, должен был сблизить края разорванного кровеносного сосуда и затем механически сшить их нитками из такого материала, который обладал бы большой прочностью и абсолютной безвредностью для человеческих тканей.

Первые конструкции аппарата появились в виде черных линий на ватмане и существовали иногда не более суток, уступая место новым, столь же пока недолговечным. Только тридцать второй вариант проекта аппарата был, казалось, лучше всех предшествовавших. Он чем-то отдаленно напоминал затвор винтовки. Но это было лишь внешнее сходство. Количество деталей в нем было очень велико. Детали были мелки и точны.

Близился конец войны, когда инженер Гудов получил авторское свидетельство на изобретенный им аппарат. Поишла пора показать конструкцию аппарата товарищам и друзьям. Аппарат должен был плотно сблизить края сшиваемых сосудов, а скрепки из танталовой проволоки герметично соединить отрезки сосудов. Металл тантал безвреден для организма.

Товарищи внимательно изучили конструкцию Гудова и признали, что дело это интересное и важное. Материалы, характеризующие новое изобретение, были посланы в Москву. Гудов получил поддержку, о которой по своей скромности и не мечтал. Постановлением правительства было создано специальное конструкторское бюро, во главе которого стал изобретатель.

В 1946 году группа инженеров и врачей приступила к разработке наилучшего варианта аппарата для сращивания сосудов. Это уже был труд не одиночки, а дружного коллектива советских инженеров и хирургов. Почти фантастическая идея создания аппарата для сшивания кровеносных сосудов постепенно стала приобретать реальные черты. В этой трудной работе горячее творческое участие приняли инженеры Л. И, Кукушкин, Н. Н. Капитанов и А. А. Стрекоггытов, Ф. У. Поляков и А. П. Какабьян.

Все многочисленные части аппарата пришлось сочленять между

собою без помощи винтовых нарезок, чтобы обеспечить легкую разборку и хорошую дезинфекцию частей.

Понадобились еще годы упорного труда, годы надежд и разочарований, прежде чем врачу-хирургу Наталии Петровне Петровой удалось оперированной собаке наложить шов на сосуд при помощи аппарата Гудова. Концы перерезанной сонной артерии для остановки кровотечения были захвачены специальными эластичными зажимами, пристроенными к аппарату. За^ем экспериментатор надвинул на оба конца сосуда половинки рабочей части прибора. Следующим моментом операции хирург отогнул концы артерии так, чтобы внутренний слой ее (интима) оказался обращенным наружу. На рабочих половинках прибора сосуд образовал своеобразные манжеты, которые затем для неподвижности были закреплены резиновыми кольцами.

На этом закончилась подготовка к сшиванию артерии. Теперь хирург, закрыв прибор, нажал пальцем на рычаг, и через доли секунды концы сосуда оказались прочно сшитыми танталовыми скрепками.

Эксперименты продолжались. Наталия Петровна Петрова при помощи аппарата сшила перерезанную брюшную аорту собаке. Животное после этой операции прожило более двух лет и погибло от случайной причины.

После сшивания крупнейших сосудов — сонной артерии, брюшной аорты — врачи Чепов, Мазаев и Петрова приступили к новому этапу исследований. Они положили собаку на операционный стол и, усыпив ее, отрезали ногу. Некоторое количество времени отделенная от тела собаки нога сохранялась при определенной температуре. Затем отрезанная нога была присоеди-

На рисунках, расположенных сверху вниз, показана схема работы аппарата для сшивания кровеносных сосудов. Чтобы сшить поврежденный сосуд, концы его выделяют us окружающей ткани. На каждый конец накладывают кровоостанавливающие зажимы 1. которые вставляют в соответствующие половинки аппарата. Оба конца сосуда пропускают через втулки аппарата 2, 3. Сшивающую втулку 3 предварительно заряжают танталовыми скрепками 4. вручную или с помищью магазина. Концы сосудов надевают на втулку, при этом внутреннюю часть сосуда — интиму — выворачивают наружу в виде манжеты. Чтобы манжеты не скользили по гладкой втулке, их закрепляют резиновыми кольцами 5 с помощью специальной развальцовки. После всего атого обе половинки anna-para соединяют и рукой нажимают на рычаг аппарата, действующий на толкатель б, который подает скрепки вперед. Концы скрепок прокалывают стенки обеих половинок сосуда и загибаются. Сосуд оказывается сшитым, и тогда обе части аппарата снимают. Один конец сосуда для полного соприкосновения интимы и лучшего срастания заворачивают в одну сторону против тока крови, после чего снимают и кровоостанавливающие зажимы. На нижних рисунках показаны: на левом — вид шва 7, сделанного аппаратом, — на право м—танталова я скрепка до сшивания сосуда 8 и после сшивания 9, когда ее концы, проткнув ткань сосуда, загнулись о виде буквы В.