Техника - молодёжи 1952-05, страница 25

Техника - молодёжи 1952-05, страница 25

но, еще далеко от Меркурия начать тормозить корабль обратной работой ракетных моторов, уменьшая ту составляющую скорости встречи, которая вызывается солнечным притяжением (0,5 км в секунду). Это дает возможность приблизиться к планете очень медленно. А затем, когда началось бы падение корабля на Меркурий, пилот мог бы погасить и эту скорость, равную 4,3 километра в секунду.

Таким образом, всего он затратил бы столько горючего, сколько необходимо, чтобы затормозить скорость, равную 13,8 километра в секунду.

Но пилот начал торможение обеих этих скоростей непосредственно на подходе к планете. В этом случае ему пришлось преодолеть скорость всего в 10,4 километра в секунду.

...Несколько поворотов рукоятки, и корабль повернулся дюзами к сине-стальному диску Меркурия.. Снова с грохотом заработали ракетные моторы. На пассажиров, привыкших к состоянию почти полной невесомости, снова навалилась свинцовая тяжесть. А стремительно приближающийся диск планеты занял уже полгоризонта и вдруг из шара превратился в чашу, в центре которой находится корабль. Еще несколько мгновений — замедленный плавный спуск, и земной корабль приземлился на почву ближайшей к Солнцу планеты.

Стремительно бегут дни, занятые важными наблюдениями, опытами, сборами коллекций и другими научными работами. Пришло время подумать и об отлете на Зеылю. Но совершенно очевидно, что корабль должен был выждать соответствующего взаимного расположения планет, а оно повторяется только через 115,0 земных суток.

Но вот настал и этот день. Пилот при взлете сразу развил скорость, равную той, которую он затормозил при посадке — 10,4 километра в секунду, и корабль полетел по полуэллипсу, касательному к орбитам Меркурия и Земли.

В земную атмосферу корабль влетел со скоростью в 13,5 километра в секунду. Планирующий полет сначала в высоких разреженных слоях атмосферы, а затем в более плотных затормозил, погасил эту скорость.

Космические путешественники, первые люди, посетившие ближайшую к Солнцу планету, благополучно приземлились на одном из космодромов в центральной части нашей страны.

...Еще не наступил день отлета с Земли первого межпланетного корабля. Еще лежит в недрах уральских гор руда, которая превратится в его стальную оболочку, а будущие пилоты-космонавты постигают за школьными партами премудрости элементарной математики и физики.

А дерзкая мысль советских ученых уже продумывает мельчайшие детали будущих полетов, рассматривает все новые и новые варианты устройства космического корабля, прокладывает уверенной рукой на плане вселенной межпланетные маршруты.

ш яш^

ЧЕХОСЛОВАКИИ

Профессор-доктор Иван МАЛЕК (г. Прага)

Победа народно-демократического

строя в Чехословакии открыла перед чехословацкой наукой новый, социалистический путь развития.

Сегодня все мы видим, как наши ученые избавляются в своих взглядах и работе от всех пережитков, которые остались от прошлого капиталистического общества. Все больше и больше становится заметным, как наши ученые изменяют отношение к своему труду, к производству, к созидательному труду нашего народа. Все больше они убеждаются в том, что их работа становится плодотворней, когда они могут сочетать ее с задачами созидания и видеть, как результаты их труда осуществляются и приносят пользу нашим трудящимся.

Для того чтобы понять глубину этого перерождения, мы должны вспомнить положение, в котором находилась наша наука в буржуазной Чехословацкой республике и какие отношения существовали тогда .между наукой и практикой. Наше производство, достаточно развитое, зависело от иностранных монополий. Именно эти монополии определяли, что мы должны производить. Они же не разрешали развивать какие-либо исследования и требовали полной зависимости нашего производства от их сырья, предложений, лицензий и патентов. Таким образом, иностранные монополии держали в своих руках все наше производство и пытались сковывать деятельность наших отечественных ученых.

В ряде областей промышленности: в химической, в производстве автомобилей, в производстве металлоизделий, в области физической химии — у нас работали талантливые конструкторы и ученые.

Но в капиталистических условиях сотрудничество с производством не было популярным в среде научных работников. Прогрессивные ученые понимали, что это сотрудничество на практике означало продажу всех своих знаний эксплуататорам.

На фото а заголовке — вид Пражского кремля.

Поэтому в прежней) буржуазной Чехословакии основным местом научной работы были кафедры в высших школах. Но какие возможности для научной работы предоставляли эти школы? Финансовые средства были ничтожны, аппаратура — совершенно недостаточна, в научных учреждениях вакантных мест для молодых сотрудников было очень мало. В качестве примера можно привести такой факт. На всех медицинских факультетах было только три места для молодых специалистов, которые хотели бы посвятить себя работе в области микробиологии.

В этих условиях инициатива наших ученых была связана. Наука не развивалась, кадров нехватало.

Один из ученых как-то даже заявил, что посвящать себя науке должны лишь студенты из богатых семей, ибо только они имеют все возможности заниматься научной работой.

После того как с помощью славной Советской Армии были изгнаны немецко-фашистские оккупанты и в стране пришел к власти народ, положение в нашей науке изменилось, однако не сразу. Небольшому отряду научных работников пришлось сосредоточить все свои силы прежде всего на том, чтобы помочь восстановлению наших высших школ, в которых не только возросло число студентов, но и резко изменился их социальный состав.

Задачи построения новой школы приходилось осуществлять в острой классовой борьбе, ибо остатки реакции возлагали свои надежды в борьбе против нового строя и на высшие школы.

J Расскажите, как и над чем

> работают учены* стран народной ? демократии. Какие есть у них нс-S следовательски* институты, как / осуществляется связь иауки ) с практикой —с заводами, фабри-< ками, с сельским хозяйством!

> А. Савельев (г. Казань)

23