Техника - молодёжи 1952-09, страница 28рог и предприятий с продажными муниципалитетами, темных операций, злоупотреблений и подкупов. Эти корыстные стремления к наживе и обогащению прикрываются пышными фразами об «интересах города» и «общем благе». Трескучая рекламная шумиха стремится во много раз преувеличить значение «реконструктивных мероприятий», на деле лишь обогащающих ловких дельцов. В действительности же города разрушаются, их хозяйство приходит в упадок, условия жизни населения беспрерывно ухудшаются. Недаром Нью-Йорк систематически страдает от нехватки воды, его водопровод маломощен и к , тому же запущен. Метро в американских городах — грязная, душная, заплеванная «подземка», тускло освещаемая редко мерцающими в дымной полумгле малочисленными лампочками. Воздух спертый, пол замусорен старыми газетами, окурками. При спуске в метро пассажиры проходят через грязный деревянный турникет с грязными, ржавыми цепями, поезда оглушительно грохочут по рельсам. С годами эта грязная «подземка» становится все хуже, но и в таком виде она дает гигант ские прибыли, — ее владельцы не заинтересованы чтобы ее убирать, освещать и вентилировать. Большинство небоскребов уродливы по своим пропорциям и архитектурной обработке, Огромные коробки, лишенные какого-либо архитектурного завершения, подавляют унылым однообразием голых стен. Располагаясь вдоль узких улиц, в том, АРХИТЕКТУРА НЕБОСКРЕБОВ Общеизвестно, что бесплановое, подчиненное только / хищнически-спекулятивным стремлениям застройщиков получить на своих дорогостоящих участках максимальное «пространство для ренты», строительство небоскребов резко ухудшило условия труда и жизни сотен тысяч городских жителей. Будучи воздвигнуты в условиях плотной застройки, огромные по высоте и массе здания отнимают у окружающих их построек, дворов и улиц свет и воздух, создается огромное количество сырых, затемненных и не вентилируемых помещений. Улицы в районах строительства небоскребов американских городов превратились в мрачные, никогда не освещаемые солнцем узкие коридоры. Беспорядочно теснясь поблизости один от другого, небоскребы затемняют, отнимают свет и воздух также друг у друга. Пропадает возможность эффективного использования всего большого количества нижних этажей. Затемнение улиц в деловых районах Манхеттена настолько велико, что в нижних этажах деловых помещений и в солнечные дни горит электрический свет. Даже буржуазная литература сравнивает условия труда в деловых центрах Нью-Йорха с условиями труда в шахтах! 26 Голько вот из такой клетки, выставляемой через окно, и может малыш дышать «чистым воздухом». Ни двора, ни парка, ни газона поблизости нет, выйти с ребенком некуда. небоскребы для пешехода необозримы; зритель воспринимает их в нелепых, часто неприятных рак-курсах. В тех же редких случаях, когда перед небоскребами имеется достаточное для их обозрения пространство, как, например, побережье озера Мичиган в Чикаго или пространство Центрального парка в Нью-Йорке,—хаотическое расположение, беспорядочная раэновысотность зданий и уродливость их архитектуры выступают со всей наглядностью. Разглагольствования буржуазной печати о «планах» нового строительства представляют собой сплош Негде гулять и детям дошкольного возраста. Чтобы дети не сходили с тротуара на мостовую, родители вынуждены привязывать их. ную ложь и демагогию. Число строящихся жилых домов ничтожно по сравнению с количеством ветхих, разрушающихся зданий. Все новое строительство в США направлено на подготовку новой войны и на удовлетворение нужд привилегированной части населения. Одновременно это строительство наглядно показыва-'ет глубокий упадок искусства архитектуры в странах капитализма. Капитализм обрекает огромные массы трудящихся на мучительное прозябание в грязных трущобах. «Архитектурой» считаются только жилища буржуазии, правительственные здания, музеи. Но было бы напрасно пытаться искать подлинную архитектуру и в богатых районах. В городах Америки во все периоды ее развития при сохранении контрастов богатства и нищеты даже «лучшие здания» — правительственные учреждения и церкви, отели и банки, особняки промышленников и банкиров — не имеют художественной выразительности и ценности, отличаются убогостью и кричащим безвкусием своей архитектуры. Мертвые имитации, неуклюжие подделки, дисгармонирующие между собой, ярко показывают невозможность даже для талантливого архитектора создать что-либо художественно значительное и самобытное в условиях загнивающего капитализма. Угрюмые, похожие до мельчайших подробностей один на другой, бесконечно длинные, унылые ряды двухэтажных блочных домов, многоэтажные здания уродливо изломанной формы, голые серые стены с огромным количеством отверстий-окон — вот она, так называемая «новая» архитектура Америки, характерная для «самой уродливой, — по выражению Горького, -цивилизации в мире». Полное подчинение развития капиталистических городов корыстным интересам монополий и их мошенническим спекуляциям с наибольшей острогой проявляется в городах США. Развитие американских городов со всей наглядностью показывает, что в условиях частной собственности на землю, спекуляции землей и постройками не может быть и речи о какой-либо рациональной планировке города, с соблюдении элементарных требований, необходимых для создания удобных и здоровых условий жизни населения. Факты со всей неопровержимостью показывают, что в условиях капиталистического строя невозможна реконструкция городов, улучшающая жизнь трудящегося населения. Развитие капиталистического города неизбежно ведет к непрерывному ухудшению условий жизни и работы простых людей. |