Техника - молодёжи 1953-03, страница 35

Техника - молодёжи 1953-03, страница 35

легко выдерживают 24 тысячи оборотов.

Много ушло времени на разработку крепления заготовки. Петухов сделал такой делительный механизм, при помощи которого можно нарезать в сверле две спирали. Конструкторы ни на минуту не забывали о величине сверла, они помнили, что в нем спираль невидима для невооруженного глаза. Им нужно было так отрегулировать поступательно-вращательное движение, чтобы спирали одна от другой находились под углом 180°.

Наконец монтаж станка закончен и началась его обкатка. Что легко и просто разрешалось на бумаге — в работе получалось значительно труднее. Вначале Петухов предполагал, что теперь ему уже без особых хлопот удастся изготовить нулевые сверла. В жизни оказалось иначе.

Для прорезки канавки в сверле поставили мелкозернистые камни.

Но оказалось, что режущий профиль камня нужно еще заалма-зить.

Наконец несколько первых нулевых сверл готово.

Модель нового станка выставлена в цехе. В обеденный перерыв возле нее собрались токари, фрезе-ровщики, мастера и инженеры. Глазами знатоков они осматривают детали и оценивают творчество своего товарища. Мнения собравшихся разошлись: одни одобрительно отзывались о станке, сулили ему будущее, другие, наоборот, высказывали опасение, что вряд ли он окажется пригодным для тонкой шлифовальной работы.

— У меня твердая уверенность, — сказал начальник цеха В. С. Веревкин, — что неверие некоторых товарищей будет посрамлено победой новаторов.

— А кто будет осваивать станок? — спросил Петухов.

— Я и об этом подумал. Пойдем в токарный цех и там решим этот вопрос.

Стоя в стороне, Веревкин и Петухов наблюдали за работой станочников, а потом начальник цеха сказал:

— Посмотри на работу этой комсомолки.

Петухов перевел взгляд на Шап-кину, и сейчас же его внимание

сосредоточилось на ее руках. Пальцы девушки работали легко, четко. Они двигались без всякого напряжения. Петухов невольно сравнил их с руками знаменитой пианист-ки, которую он недавно видел на концерте. И у той и у другой двигались только пальцы, а кисть словно застыла.

- Спасибо, — сказал Петухов и дружески пожал руку Веревкину.

В конце смены Шапкину вызвали к начальнику цеха.

— Есть важное дело, Клава, -начал Владимир Сергеевич. — Надо освоить новый станок.

Клава призналась, что никогда не работала на больших скоростях и вообще незнакома со шлифовкой.

На следующий день Петухов познакомил ее с устройством нового станка. Молодой шлифовальщице предстояло сделать режущую часть сверла в заготовке толщиной всего в одну десятую миллиметра. Нужно было найти не только подходящие марки шлифовальных камней, но и определить угол заточки для нарезки спиральных канавок.

Шли часы, дни, недели, а Шап-киной все не удавалось заправить камень. Вот он уже тонко отточен, кажется, начал вырисовываться угол заточки. Но как только она приступала к закруглению режущей грани, абразив моментально крошился.

Надо обладать комсомольским упорством, чтобы в десятый, сотый раз снимать алмазом кромку с заточенной части, а потом вновь и вновь обрабатывать камень.

Завод обратился за помощью к научно-исследовательскому институту, и он охотно откликнулся на призыв. Ленинградский институт шлифовальных камней помог заводу освоить новый станок. Он для каждого размера сверла подобрал соответствующие марки шлифовальных камней.

Комсомолка Шапкина отшлифовала первое сверло. Неожиданно всплыло много вопросов: нужно было выяснить прочность камня, освоить процесс шлифовки, внести изменения в конструкцию станка и составить технологию изготовления сверла.

Станок долго не слушался шлифовальщицу Шапкину, но она заставила себя изучить его характер. Вначале в ее движениях не было уверенности, слишком медленно подводила маховик к бабке шлифовального камня, много тратила времени на установку заготовки в цангу. Без привычки трудно работать и пинцетом. Стоит ей только кончиком его дотронуться к заготовке, как она сейчас же ускользает, и за ней приходится гоняться по столу,

«Хирурги, - подумала Клава, -упорно разрабатывают подвижность пальцев игрой на скрипке или часами связывают шелковые нитки в узлы». И она тоже решила «набить себе руку». Рассыпав на стол патефонные иголки, она «выклевывала» их пинцетом и вставляла в мембрану. Вскоре она добилась того, что пальцы приобрели требуемую подвижность, а с этим пришли ловкость и мастерство, выросла и производительность труда.

Клйва Шапкина (слева) знакомит с работой шлифовального станка свою ученицу Надежду Чернышеву,