Техника - молодёжи 1955-07, страница 7В своей замечательной книге «Глаз и Солнце» академик С. И. Вавилов блестяще показал способность человеческого глаза приспосабливаться к лучам Солнца, его «солнцеподо-бие». Чувствительность глаза к лучам света с различной длиной волны, оказывается, в точности следует за всеми изменениями энергии этих лучей в спектре солнечного света. Представьте себе, что неожиданно глаз человека перестал различать все существующие в природе краски и цвета и вокруг себя вы увидели огромные, художественно и даже рельефно сделанные черно-белые живые фотографии. Словно вы оказались вдруг в громадном трехмерном кинотеатре. Чтобы иметь об этом представление, попробуйте достаточно долго рассматривать окружающий вас пейзаж сквозь красное или синее стекло. Как безрадостно и тяжело было бы жить в таком одноцветном мире! Люди давным-давно ощущали потребность жить в мире красок и цветов. Уже первобытный человек умел украшать свое темное и мрачное жилище тонко выполненными на камне рисунками, многие из которых были в красках: он уже тогда ощущал необходимость перенести к себе в темную пещеру кусочек красочного мира, существующего снаружи, где ему до поры до времени оставаться все время было еще опасно. Жажда жить в мире красок заставляла его раскрашивать в яркие цвета свое тело, одежду, домашнюю утварь, оружие. За свою долгую историю человечество накопило бесценные сокровища живописи, поражающие нас и поныне яркостью и великолепием своих красок, чудесных цветов и гениальным чувством гармонии. И не случайно сразу же после изобретения фотографии начались поиски способов получать снимки в цветах, а пока что велись эти поиски, фотографии стали раскрашивать от руки. Ценой больших затрат и упорных трудов эта задача в конце концов была решена. Пожалуй, редко в какой другой области науки и техники могло работать одновремен- Рис. 1. Одна из систем цветно- aJ, - ' to телевидения, а которой сиг- ^ налы каждого веет а передаются * параллельно друг другу и воспроизводятся при помощи трех разноцветных приемных трубок. но столько ученых и специалистов во всем мире, сколько над задачей создания цветной фотографии. Точно в такой же последовательности все повторилось и в кино. Кинокартины были еще не совершенны, киносеанс длился 15—20 минут, а изобретатели уже пытались создать цветное кино и, не находя еще пути решения задачи, терпеливо раскрашивали каждый меленький кадрик длинной киноленты от руки или же окрашивали в какой-либо один цвет всю ленту, например: сцены пожара — в красный цвет, ночной сюжет — в голубой или зеленый и т. д. Не избежало этой же судьбы и телевидение. Еще не существовало ни одной практически пригодной для внедрения одноцветной системы телевидения, а проекты цветного телевидения были разработаны, пожалуй, с большим остроумием и реальностью, чем сами системы телевидения. Упорное стремление человека добиться телевидения в цветах, безусловно, оказало положительное влияние и на решение целого ряда проблем телевидения вообще. Полагая, что читатели уже несколько знакомы с общими вопросами телевидения и цветной фотографии ', лежащей в основе цветного телевидения, рассмотрим некоторые проблемы будущего цветного телевидения. В настоящее время предложено уже несколько систем цветного телевидения, однако каждая из них имеет наряду с достоинствами и ряд серьезных недостатков. Пока еще трудно остановиться на какой-либо одной, самой лучшей. Кроме того, следует ожидать, что в ближайшие годы появится еще больше новых идей и изобретений в этой 1 См. опубликованные в нашем журнале статьи: Д. Вунимович, Цвет на фотоснимке, № 12, 1954; А. Парфентьев, Телекино. О будущем' кино и телевидения, № 9, 1954. ПЕРЕДАЮЩИЕ ТРУБКИ Рис. Н. РУШЕНА совсем еще новой, но бурно развивающейся области техники. Поэтому мы считаем, что представит больше интереса ознакомить читателя с описанием основных трудностей, стоящих перед наукой и техникой, при попытках решить задачу создания высококачественного цветного телевидения, хотя бы кратко показать в развитии, как эти задачи преодолевались до сих пор и по каким путям и направлениям, видимо, пойдут поиски решения этой увлекательной задачи в недалеком будущем. Наиболее простая система цветного телевидения основана на принципе, впервые предложенном нашим соотечественником И. А. Адамианом для передачи двухцветного изображения в 1908 году и для передачи трехцветного изображения—в 1925 году. Суть ее заключается в следующем: перед передающей трубкой, одинаково чувствительной ко всем цветам спектра, непрерывно вращается диск, составленный из трех светофильтров: красного, зеленого и синего. Известно, что одно и то же многоцветное изображение, рассматриваемое сквозь различные цветные фильтры, выглядит каждый раз совершенно по-другому, то-есть видимая яркость одних и тех же мест и деталей изображения резко отличается одна от другой. То, что кажется темным сквозь один фильтр, выглядит светлым через другой, и наоборот. Сила же тока чувствительной к свету мозаики передающей трубки изменяется не от цвета, а только от общей яркости падающего на нее света. В описываемой системе одно и то же изображение приходится последовательно передавать три раза—каждый раз в различном цвете, то-есть сигналами, которые соответствуют яркости изображения, видимого через красный, зеленей и синий фильтры. Приемное устройство при этой системе должно иметь катодную труб ПРИЕМНЫЕ ТРУБКИ КРАСНЫМ^^ ивъЕктивы ЭКР*Н-I "Суз iV-cfT Ж х ПЕРЕКЛЮЧАТЕЛЬ- 5 |