Техника - молодёжи 1956-01-02, страница 70

Техника - молодёжи 1956-01-02, страница 70

рии Северной Америки и Сибири росли тропические леса, текли теплые реки, животный мир отличался исключительным богатством и разнообразием. Трудно поверить, что даже на территории Шпицбергена и Новой Земли когда-то буйно росли лавры, апельсиновые деревья, резвились обезьяны и стрекотали цветистые попугаи.

Ученые давно задумываются о том, почему так неудачно сложилась в историческую эпоху «отопительная система» Северо-Восточной Азии и всей Северной Америки! Где искать причины?

Разверните карту. Новая Земля отклоняет теплое Атлантическое течение от берегов Азии. Чем дальше отходит это течение от ее северных берегов, тем глубже спускается на юг вечная мерзлота. А вот около 90° долготы, там, где течет Енисей, фронт вечной мерзлоты внезапно совсем круто падает на юг. Оказывается, Атлантическое течение достигло центральной глубоководной части Ледовитого океана и, погрузившись вглубь, перестало согревать своим дыханием Северо-Восточную Азию.

Только где-то юго-западнее Новосибирска и дальше, южнее Хабаровска, линия вечной мерзлоты, очевидно под влиянием Куро-Сиво, делает плавный поворот к северо-востоку. И это происходит не случайно. В этом месте происходит трагическая борьба Куро-Сиво с холодным Камчатским течением, в результате которой Куро-Сиво -крутым поворотом отходит от берегов Азии.

Поведением теплых течений у берегов двух материков и объясняется в значительной мере тот факт, что около половины территорий СССР и Северной Америки лежат в зоне вечной мерзлоты.

К этому нужно добавить, что Евразия и Северная Америка обращены своими широко развернутыми фасадами к Ледовитому океану, а их «неудачно» расположенные горные хребты, отгораживая от теплых и влажных дыханий южных океанов и морей, открывают холодным ветрам с Ледовитого океана 3/ч территории Европы, 2/в Азии и */s Северной Америки. Именно поэтому Ледовитый океан и является центральной кузницей, в которой выковывается климат и погода окружающих материков: именно поэтому смог он протянуть свои холодные щупальца к сердцам великих материков.

Нельзя ли при помощи могучей атомной техники повернуть колесо геологической истории Земли, активно вмешаться в прихотливую игру тепла и холода, произвольно перетасовать водные и воздушные течения на Земле?

Можно! Надо только нажать на нужные рычаги, найти главные детали механизма погоды и повернуть их в нужном для человека направлении.

Одной из таких узловых деталей механизма планеты может быть Берингов пролив.

Не случайно Берингов пролив все больше приковывает к себе внимание. Он разделяет два колоссальных материка: Евразию и Америку. Пролив является как бы открытыми воротами между двумя океанами: самым большим и теплым — Тихим — и самым малым, но самым холодным — Северным Ледовитым.

Старый русский инженер А. И. Шумилин предложил перекрыть Берингов пролив гигантской плотиной-мостом. По плотине должна проходить железнодорожная сверхэлектромаги-страль Лондон—тоннель под Ла-Маншем — Париж — Берлин — Варшава -г- Москва — Иркутск — Берингов пролив — Вашингтон.

В этом проекте нет ничего фантастического, так как ширина пролива не превышает 85 км, а средняя глубина составляет всего 40 м. Но произведет ли какие-либо изменения в климате Земли такая плотина? По всей вероятности, решающих изменений не произведет. Вот если бы двинуть сквозь эту плотину в Ледо

он ЖИВ

Однажды математик Боссюэ опасно заболел. Друзья столпились у его постели, но больной настолько ослабел, что не отвечал на вопросы.

— Да он уже не дышит, — сказал кто-то.

— Подождите, — перебил другой. — Я его спрошу. Боссюэ, квадрат двенадцати?

— Сто сорок четыре, — послышался шопот больного.

ЗАФИКСИРОВАННАЯ ПОБЕДА

О днажды прославленный инженер, творец новых паровых машин, паровых судов, котлов новых систем и землечерпалок, живший в конце XVIII и в начале XIX века, Ричард Тревитнн, вызвался бороться со своим коллегой, имевшим репутацию силача. Схватив противника за талию, он опрокинул его вниз головой и, приподняв вверх, сделал отпечаток его подошв на потолке.

ОБЕД У НЬЮТОНА

I днажды Ньютон пригласил на обед друга, но, увлекшись работой, забыл об этом, и обед был подан на одного человека.

Придя, гость увидел, что на столе стоит обед, а хозяин погрузился в вычисления. Не желая отвлекать Ньютона, он пообедал в одиночку и ушел.

— Странно, — произнес Ньютон спустя час, глядя на пустые тарелки. — Если бы не самые несомненные доказательства противного, я мог бы поклясться, что сегодня не обедал.

витый океан реку теплой воды из Тихого океана, величиной с Гольфстрим...

Так думал я пятьдесят лет назад.

...Стучат колеса электроэкспресса. Сменяют друг друга пейзажи тайги, тундры, юных промышленных городов и промысловых поселков. Поезд летит к крайней точке Азиатского материка, а человек в купе одного из вагонов вспоминает карту и клочки бумаги, на которых он 50 лет назад вместе с опытным инженером-мостовиком сибиряком А. И. Шумилиным набрасывал первые расчеты, чертил первые проекты.

А что, если в эту Берингову плотину с площадью сечения в 3,4 кв. км вмонтировать сотни огромных пропеллерных насосов, которые будут приводиться в действие энергией атомной электростанции мощностью примерно 3—4 млн. квт? Такие насосы смогут подавать ежегодно около 100 тыс. куб. км воды и должны создать теплое течение, почти равное Гольфстриму, из Тихого в Ледовитый океан. Ежегодно это искусственное течение будет переносить в Ледовитый океан в 2—3 раза больше тепла, чем его содержится во всех мировых запасах нефти. Оно будет последовательно отеплять расположенные цепочкой Берингово море, Берингов пролив, Чукотское море, соответствующую часть Ледовитого океана, преобразуя климат материков Азии и Северной Америки. И новый климат на Севере будет похожим на климат Германии.

Плотина прекратит доступ льдов и холодных вод из Ледовитого океана в Тихий. Она навсегда ликвидирует холодное Камчатское течение, включит Охотское море в сферу могучего влияния Тихого океана.

Интересен начальный этап работы этой «фабрики климата». Летом здесь наблюдается устойчивое течение из Тихого океана в Ледовитый. Это южные ветры гонят теплую воду и создают мощное сезонное течение. Вступив в действие в августе, искусственная теплая река получает готовое русло в Беринговом море и Ледовитом океане.

Гигантское сооружение в Беринговом проливе сильно смягчит климат Арктики и прилегающих к ней материков. Более того, разгромив знаменитый Сибирский антициклон и ликвидировав условия формирования колоссальных масс холодного арктического воздуха, оно освободит не только Азию и Северную Америку, но частично и Европу от холодного дыхания Арктики...

Картины воспоминаний сменяют одна другую. Вот над этой же старой картой склоняются крупнейшие советские энергетики: академики Г. М. Кржижановский, А. В. Винтер, М. В. Кирпичев и член-корреспондент Академии наук СССР М. А. Стыри-кович. Ученые выражают свое сомнение в возможности обеспечить насосы электроэнергией. Для этого нужно было создать в этом пустынном районе электростанцию огромной мощности: в 3—4 млн. квт! Ведь это было еще в те годы, когда заря атомной энергетики только занималась над миром...

Старая статья в научно-популяр-ном журнале, так некстати прочитанная автодиктором, совсем выбила меня из колеи. О работе нечего было больше и думать. В течение получаса я смотрел по телевизору международную хронику, передаваемую для восточного полушария с искусственного спутника, затем лег спать.

...Меня разбудили у самого места назначения. Поезд затормаживал свой бег у перрона вокзала нового города. В небе пылали разноцветные полосы северного сияния. А на земле, споря с ним в яркости, распласталось от края до края море огней— обычная ночная панорама гигантского строительства.

Я приехал сюда, чтобы присутствовать на опробовании и пуске первых пропеллерных насосов, вмонтированных в тело уже построенной Беринговой плотины...

64