Техника - молодёжи 1956-03, страница 22

Техника - молодёжи 1956-03, страница 22

707 НОВЫХ ГОРОДОВ

Ежедневно вы читаете в газетах, слышите по радио о пуске нового завода, о сдаче большого жилого дома, школы, больницы, детского сада. Задумывались ли вы над тем, как много строит наша страна?

За девять послевоенных лет советские строители возвели в городах и поселках сотни тысяч жилых домов с общей площадью в 220 млн. кв. м. Значит, каждые полчаса в стране заселяется новый 50-квартирный дом. Это не считая школ, больниц, клубов, кинотеатров. Строится и деревня. Каждые сутки в сельских местностях возникает свыше тысячи жилых домов.

За 15—16 лет в . нашей стране появилось свыше полутора тысяч новых рабочих поселков, 707 городов. Многие из них еще не нанесены на карту.

Но как много мы ни строим, а нужно больше. Партия и правительство хотят, чтобы каждая советская семья жила в хорошей квартире, чтобы быт и жизнь людей были благоустроены.

ЖЕЛЕЗОБЕТОН — ОСНОВНОЙ СТРОИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ

Почти сто лет назад писатель-революционер Н. Г. Чернышевский в романе «Что делать?» так описывал дома будущего социалистического общества (их увидела в своем чудесном сне Вера Павловна): «...Чугун и стекло, чугун и стекло — только. Нет, не только: это лишь оболочка здания; это его наружные стены; а там внутри уже настоящий дом: он покрыт этим чугунно-хрусталь-ным зданием, как футляром... Но какие эти полы и потолки? Из чего эти двери и рамы окон? Эезде алюминий и алюминий...»

Когда Чернышевский писал свой роман, замечательный строительный материал будущего — железобетон — уже существовал. И по случайному стечению обстоятельств в тот год, когда Чернышевский написал свой роман, в польском местечке Гродвице был построен первый в России цементный завод.

Железобетон оказался тем великолепным материалом, из которого в нашей социалистической стране все больше и больше строятся фабрики и заводы, жилые дома, школы, клубы, здания машинно-тракторных станций, совхозов и хозяйств. Он заменяет металл, лес, ускоряет сроки строительства.

Но самое главное — сборный железобетон в корне изменяет технологию строительного производства. Он дает возможность организовать массовое производство домов на заводах.

Еще недавно можно было только мечтать о том, чтобы большой современный пятиэтажный или десятиэтажный дом делать, как автомобиль или трактор, на заводском конвейере. А сегодня это действительность. Зайдите на Московский и Люберецкий заводы железобетонных изделий, на другие предприятия, и вы увидите, как здесь на конвейерах и стендах изготовляются почти все части здания: фундаменты, колонны, междуэтажные перекрытия, стеновые панели с оконными проемами, лестничные марши, балки и т. д. и т. п. Загляните в московский «Каталог типовых индустриальных деталей железобетонных изделий для жилищного и культурно-бытового строительства». В нем чертежи почти всех частей здания. Сейчас каталог пополняется новыми деталями, а среди них даже сборная железобетонная кровля. «С ног до го

18

ШмШш

ловы», от фундамента до крыши дом может быть сделан на заводе.

Строительное производство имеет, правда, одну существенную особенность: в отличие от автомобиля и трактора, дом на конвейере не соберешь. Сборочным цехом является сама строительная площадка.

СБОРНЫЕ ДЕТАЛИ И ТРУДОЕМКОСТЬ

Я. ПОРТНОВ Рис. Б. ДАШКОВА

плит перекрытий, оконных и дверных блоков должно быть сведено к какому-то разумно минимальному количеству, связано внутренним единством. Но для того чтобы строить дома из таких стандартных заводских деталей, надо иметь и типовые проекты зданий. В основе проектов этих зданий должны быть заложены те же стандартные типовые размеры и соотношения, что и в самих конструкциях.

П рименение сборных заводских конструкций — крупных блоков, панелей и других деталей — намного облегчило работу строителей, сократило количество труда, которое приходится затрачивать при сооружении здания.

На каждый кубометр многоэтажного кирпичного жилого дома до войны затрачивалось 2,0 — 2,5 человеко-дня, а в 1954 году на такой же дом, только с железобетонными перекрытиями и другими заводскими деталями, требовалось уже 1,5—1,4 человеко-дня на кубометр.

А вот как изменились темпы строительства. Один этаж кирпичного здания до войны возводился за 2,2—2,25 месяца, а сейчас за 1—1,5 месяца. Крупноблочные пятиэтажные школы в Москве сооружаются за 72 дня. Магнитогорские строители возводят четырехэтажный жилой дом из крупных панелей за 2,5—3 месяца. В среднем — 20 дней на этаж!

В Москве недавно вступил в строй десятиэтажный жилой дом, насчитывающий 700 квартир — 32 тыс. кв. м жилой площади. Он был построен за 9 месяцев — в 3—4 раза быстрее, чем раньше.

Новая индустриальная технология быстро завоевывает свое место. По решению партии и правительства с 1955 по 1957 год строится 402 новых завода и 200 площадок полигонного типа для производства сборных железобетонных конструкций и деталей. Над этими стройками взял шефство комсомол. За 3 года производство железобетона в стране возрастет почти в семь раз.

Новая индустриальная технология сооружения зданий из сборных конструкций может быть выгодна только при условии массового производства деталей. А это значит, что детали должны быть стандартны, что количество типов и размеров колонн, лестничных маршей,

АРХИТЕКТОР «ИГРАЕТ В КУБИКИ»

К ак же создается типовой проект?

Основой его является конструктивно-планировочная схема здания. Представьте себе лист бумаги, на который нанесена сетка линий. Она состоит из продольных и поперечных осей, как бы пронизывающих наш будущий дом. Горизонтальные линии сетки — оси продольных стен здания, наружных и внутренней; вертикальные линии — это оси окон, простенков, лестничных клеток и опор несущих конструкций.

Архитектор не сразу выбирает сетку. Нанеся на бумагу линии осей, он набрасывает план квартир, прикидывает, удобно ли будет жильцам, достаточно ли света в комнатах, кухне, вся ли площадь разумно использована. Он изменяет расстояние между этими осями, пробует другие, снова прикидывает планировку. Но при этом он берет не произвольные размеры, как раньше, а совершенно определенные. Этим размерам соответствуют наборы конструкций, частей дома, изготовляемых на заводах. Если архитектор решил расстояние между осями внутренней и наружных стен сделать в 6,4 м, то он знает, что и в каталоге и на заводах есть настилы перекрытий — крупные пустотелые плиты, которые своими концами точно улягутся на стены и перекроют пролеты между ними. Если он выберет расстояние между осями колонн в 3,2 м или 3,6 м, то опять-таки потому, что он знает, что плиты этих размеров есть на предприятиях, что они своими концами лягут на прогоны.

Архитектор планирует не весь дом сразу. С помощью конструктивно-пла-нировочной схемы он создает сперва только часть дома — то, чго называется его типовой жилой секцией. Типовая