Техника - молодёжи 1957-03, страница 34

Техника - молодёжи 1957-03, страница 34

(Окончание очерка «Якутские алмазы»)

— Приехали из Якутии Смирнов и Бобриевич. Поговорите с ними.

Бобриевич и Смирнов были едва видны среди окруживших их студентов. Разговор поддерживался без всякой последовательности.

— Комаров там много?

— На аэродроме они нас раньше всех встретили и сюда провожали. Не вымирают, черти.

— Размах работ солидный?

— Грандиозный. Целый поселок построили. У нас планировка лучше, чем во Львове, улицы широкие. Свои самолеты, катера и тракторы.

— Электричество есть?

— Даже подшефный колхоз освещаем. Взамен получаем овощи.

— Летом светло там?

— Круглые сутки читать можно.

— А зимой?

— Темновато, но не очень, как в сумерках. Вы бы нас зимой не узнали. С ног до головы в мехах. У нас есть клуб на триста мест. Каждый день новые кинокартины.

— Вы как дикари — зимой в мехах, летом в накомарниках, — насмешливо заметила студентка.

Смирнов обиделся.

— Зато возвращаемся из леса и одеваемся не хуже, чем во Львове.

— А скука все же навещает?

— Некогда скучать. Ходим на лыжах, занимаемся в кружках, в заочных институтах, аспирантуре. Костяк-то экспедиции — молодежь.

Бобриевич и Смирнов еще долго рассказывали о красоте северного края, о том, что алмазы будут добываться новым способом.

Конструкторы создали интересную машину. Она сама видит в породе алмазы и выбирает их. Есть машина, есть алмазы, а Министерство цветной металлургии почему-то медлит снабжать ими народное хозяйство, не развивает в широких масштабах алмазодобывающую промышленность в Якутии.

Только трое студентов стояли несколько поодаль и казались равнодушными к сибирским новостям. Приглядевшись, я узнала тех парней, которые сидели на подоконнике.

— Что же, собираетесь искать алмазы, а не интересуетесь? — спросила я.

— Это им все в диковинку, а мы там были на практике, — ответил один из них, как потом я узнала, Мананников.

— Значит, были там и еще решили ехать?

— Тянет, — ответил другой, с редкой фамилией, Музыка. — К морю тянет? Так и в тайгу.

— Дело там настоящее. Вот что привлекает, — вмешался Кручек. — Где мы еще такой опыт приобретем? Где найдем более интересную работу? А к алмазам у нас любовь с первого курса. И о путешествиях в тайге мы слышали от Владимира Степановича очень много. Мы увлекались алмазами еще до их открытия. Верили в гипотезу Владимира Степановича, может быть, потому, что он сам в нее твердо верил. Вот и мы хотим предвидеть. Да, да, пусть это дерзко, смело. Но мы хотим заглядывать вперед! Для того и едем на Восток, чтобы в совершенстве освоить свою профессию! — И его голос звучал так же задорно, как два часа назад из окна института.

САНАТОРИЙ РАСТЕНИИ

С. Вольфкович. академик. Химия и сельское хозяйство. Изд-во АН СССР, 1956 г.

Работники полей должны обладать обширными знаниями, чтобы, заботясь о своих воспитанниках — детях Земли и Солнца, получать от них эа свой труд обильные урожаи. А урожаи сельскохозяйственных культур, по свидетельству ученых, может быть при правильном решении вопроса питания растений увеличен к несколько раз.

Как же лучше решить этот вопрос? Весьма умным советником в данном случае является книга академика С. И. Вольф-ковнча «Химия и сельское хозяйство». Наша пытливая сельскохозяйственная молодежь найдет в этой книге рецепты «санаторного» питания растений, почерпнет из нее ценные знания в области лечения и защиты растений. «На основании многочисленных опытных данных, — пишет академик Вольфкович, — и практики применения минеральных удобрений в передовых колхозах и совхозах установлено, что на тонну питательного вещества в удобрении при соблюдении других приемов передовой агротехники можно получить прирост урожая по пшенице до 20, по хлопку до 14, по картофелю до 120, а по сахарной свекле до 140 г с гектара».

В 1964 году в нашей химической промышленности выпуск удобрений достигнет 30 млн. т. По скромным подсчетам, благодаря этим удобрениям страна получит следующий прирост основных видов сельскохозяйственной продукции: около 2 млн. т волокна (хлопкового, льняного и конопляного), сколо 3,2 млн. т сахара, около 43 млн. т картофеля и белее 35 млн. т, то есть 2,1 млрд пудов зерна, не считая большого количества овощей, кормовых трав и корнеплодов, а также плодов, ягод и других сельскохозяйственных продуктов. Таковы возможности химических удобрений.

Химическая наука — могучий помощник тружеников социалистических полей не только в прямом повышения урожайности.

Автор книги указывает, как и какими химическими средствами необходимо бороться с разными сельскохозяйственными вредителями.

Каждому хлебному зерну при прорастании приходится бороться за жизнь с многими прожорливыми сорняками, выбирающими из почвы влагу и питательные вещества. Сорняки уносят иногда до 20 и больше процентов урожая. Мало того, что они глушат хлеб, они затрудняют уборку, удлиняют срок сушки зерна, снижают хлебопекарное качество муки. В борьбе с ними на помощь сельскому хозяйству приходит химия. Книга академика Вольфковича дает советы и в данном случае.

Рецензируемая книга дает ответы также и на вопросы, связанные с лечением растений.

«Легко представить себе, как заколосятся нивы и нальются плодами сады,

когда растениям дадут все нужные им элементы питания, когда удобрения н средства химической защиты получат широкое распространение в сельскохозяйственном производстве. Труд человека в сельском хозяйстве станет еще более производительным и привлекательным. В это великое дело. — заключает автор, — химия внесет свой достойный вклад».

Инжвиэр А. БУЯНОВ

НАЧАЛО ВЕКА

/К и г а р е в Д.. Начало века. Изд-во «Молодая гвардия», /955 г.

Рождается новый прекрасный город. Строится атомная влектростанция. Воды великой реки преграждает могучая плотина. И всюду, где начинается новое, первыми появляются строители. Это их удивительным уменьем возводятся жилые дома и домны, цехи заводов и народные дворцы. Это их тонкое мастерство делает жизнь удобной и красивой, труд радостным и производительным.

Мы часто видим, как строят. Ведь новыми стройками у нас покрыта вся страна. Но мы оглядываем любую стройку «общим взглядом», не видя деталей, не замечая тех увлекательных тайн, которые в ней заключены. А тайнам этим нет числа, начиная от рождения простого кирпича и кончая созданием домов на автоматическом заводском конвейере. Впрочем, н это не является концом.

«И на чем бы мы ни поставили точку, нам обязательно придется добавить: так было вчера, так есть сегодня, но эавтра будет иначе». Этими словами заканчивает свою книгу «Начало века» Л. Жи-гарев. Заслугой автора является то, что он, взявшись за трудную тему, интересно рассказал об очень сложных вещах, сумел заметить многое там. где обычный наблюдатель мало что обнаружит.

«Начало века» — книга о строите\ьиой технике и строителях — популярно рассказывает о технологии производства строительных материалов, о способах обжига кирпича и способах его кладки, о крупноблочном н крупнопанельном строительстве. Казалось бы, такая книга могла быть похожа на учебник. Но с первых же страниц она читается с большим интересом. Автор книги сумел найти свою манеру. Он глубоко изучает явления, образно и живо говорит о людях.

Не во всей книге удается автору его интересное повествование. Есть отдельные страницы, где технология оказывается «на поверхности», где автору не удалось справиться до конца с сухой подачей технологического материала, например: «В процессе производства бетона к цементному раствору добавляется гравии, щебень, песок, и все эти частицы и кусочки камня хорошо обволакиваются пластичным цементным тестом».

К счастью, таких мест в книге очень немного, и читатель, увлекшись книжкой, не успеет «заскучать» от подобных учебно-методических вкраплений.

Книга Л. Жигарева «Начало века» — хороший подарок молодежи. Она не просто развлекает, а популярно объясняет технику строительства. Многие молодые читатели поймут, как пажен и ннтересеи труд строителя, и остановят свой выбор на этой важнейшей иа профессий.

Инженер Ю. МОРАЛЕВИЧ

30