Техника - молодёжи 1957-05, страница 26

Техника - молодёжи 1957-05, страница 26

Hay ч но-фантастический роман

И. А. ЕФРЕМОВ Рис. А. ПОБЕДИНСКОГО

(Продолжение)

ГЛАВА 5. КРАСНЫЕ ВОЛНЫ

LJa широком балконе обсерватории свободно гулял ве-■ * тер. Он переносил через морг из Африки запахи цветущих растений жаркой страны, будившие в глубинах души темные и тревожные стремления. Мвен Мае никак не мог привести себя в то ясное, твердое, лишенное сомнений состояние, какое требовалось накануне опасного и ответственного опыта. Рен Боз сообщил из Тибета, что перестройка установки Кора Юлла и приспособление ее для новой цели закончены. Четыре наблюдателя спутника 57 охотно согласились рискнуть жизнью, лишь бы помочь в неслыханном опыте. На планете давно уже не производилось ничего подобного.

Но опыт ставился без разрешения Совета и без широкого предварительного обсуждения всех возможностей. Это делало его похожим на секретные работы по изготовлению оружия в мрачные эпохи человеческой истории и придавало всему делу привкус трусливой скрытности, столь несвойственной современным людям.

Великая цель, поставленная ими, как будто оправдывает все эти меры, но... Возникает древний человеческий конфликт — о цели и о средствах к ее достижению. Опыт тысяч*поколений учит, что в средствах имеется некая грань, переходить которую нельзя.

Послезавтра очередная передача по Кольцу, и тогда он свободен на восемь дней для опыта!

Мвен Мае поднял голову к небу. Звезды сегодня показались ему особенно яркими и близкими. Многие он знал по их древним именам, как старых друзей... Да разве они и не были исконными друзьями человека, направлявшими его пути, возвышавшими его мысли, ободрявшими мечтания!

Неяркая звездочка, склонившаяся к северному горизонту, — это Полярная, или Гамма Цефея. В древности Полярная, как это точно установлено документами, была в Малой Медведице, но поворот краевой части Галактики вместе с солнечной системой идет по направлению к Цефею. Распростертый вверху, в Млечном Пути, Лебедь уже склонился к югу своей длинной шеей. В ней красавица двойная звезда, названная древними арабами Альбирео. На самом деле там

22

три звезды: Альбирео I—двойная и Альбирео II —огромная голубая далекая звезда с большой планетной системой. Она почти на таком же расстоянии от нас, как и гигантское светило Денеб — белая звезда, светимостью в четыре тысячи восемьсот наших Солнц. Только восемь лет назад был получен прямой ответ населенных миров Денеба на сообщение, посланное во второй год эры Кольца. В Прошлой передаче наш верный друг 61 Лебедя уловил сообщение Альбирео 0. Это было предупреждение, полученное на четыреста лет позднее времени посылки, но чрезвычайно интересное. Знаменитый космический исследователь Альбирео II, чье имя передавалось земными звуками как Влихх оз Ддиз, погиб в районе южной границы созвездия Лиры, встретившись с самой грозной опасностью космоса — звездой Оокр. Земные ученые относили эти звезды к классу Э, названному так в честь величайшего физика древности Эйнштейна, впервые предугадавшего существование таких звезд. Размерами звезды Э соперничали с красными гигантами класса М, такими, как Антарес или Бетельгейзе, но отличались большей плотностью, примерно равной плотности Солнца. Исполинская сила тяготения такой звезды останавливала лучеиспускание, не позволяя свету покидать звезду и уноситься в пространство. Лишь позднее, после разогрева поверхности звезды до ста тысяч градусов, получалась колоссальная вспышка, прежде считавшаяся «новой» звездой. Совершенно темные звезды Э угадывались в пространстве лишь по силе тяготения, и гибель звездолета, неосторожно приблизившегося к чудовищу, была неизбежна. Невидимые инфракрасные звезды спектрального класса Т тоже представляли опасность, но не столь серьезную из-за гораздо меньших размеров, хотя их легко было спутать с гравитационными полями темных облаков или совсем остывших тел класса ТТ.

Мвен Мае подумал, что создание Великого Кольца, связавшего населенные разумными существами миры, было крупнейшим событием для Земли и соответственно для каждой обитаемой планеты. Прежде всего это победа над временем, не позволяющим ни нам, ни другим братьям по мысли проникать в отдаленные глубины пространства. Посылка любого сообщения по Кольцу — это посылка в любое грядущее, потому что мысль человека, оправленная в такую