Техника - молодёжи 1957-11, страница 12

Техника - молодёжи 1957-11, страница 12

разбросанные инструменты обработки, и неоконченные изваяния, и, наконец, идол, лежащий на истлевших катках, видимо готовый к отправке, хотя до сегодняшнего дня остается загадкой способ передвижения, которым пользовались неведомые строители. Стены кратера очень круты, а местами отвесны. Каким образом готовые изваяния поднимали из кратера и транспортировали по острову?

Вес отдельных статуй достигает пятидесяти тонн! На острове был сорокатонный исполин, стоящий на пятнадцатиметровой скале (по всей вероятности, тот, который видел Роггевеен). Относительно его установки ученые строят разные догадки. Ведь для погрузки на корабль самого «миниатюрного» идола понадобилось около месяца людям XX векаг располагавшим паровыми лебедками и специальными блоками, причем идол находился у самого берега.

Что же заставило строителей так внезапно прекратить работы в мастерской? Быть может, извержение вулкана, поскольку мастерская находится непосредственно в его кратере? Но мастерская прекрасно сохранилась. Какое-то другое значительное событие явилось причиной столь внезапного ухода. Быть может, иного рода стихийное бедствие или война, отголоски которой еще живы в преданиях островитян, явилась тому причиной. Не случайно легенда о гибели строителей в кратере вулкана Рано Рараку совпадает с рассказом о поверженных изваяниях.

Всеми делами в кратере ведала, по преданию, старуха, обладающая волшебной силой «мана». С помощью «ма-на» она без посторонней помощи передвигала громадные изваяния, к тому же, будучи чудесной поварихой, старуха готовила еду для всех работников в кратере. В один из дней проголодавшиеся работники наловили в море необычайно нежных трепангов, принесли их в мастерскую и съели, не дождавшись старухи.

Вернувшись и заметив остатки трапезы, колдунья в гневе применила свою волшебную «мана» и убила всех строителей, а когда опомнилась, сама бросилась в море со скалы. Эти легенды, переплетенные с рассказами моряков, родили в Европе слух о гибели острова Пасхи.

НЕРАЗГАДАННЫЕ СИМВОЛЫ

Некоторые изваяния острова н? стоят на пьедесталах, а врыты в землю: концы их заострены, как кол. Раутледж догадалась разрыть основание одного из них и обнаружила на спине идола, ниже уровня земли, замысловатый узор, скорее напоминающий символический знак. Точно такой же знак

Поколениями островитяне вырезали из дерева такие статуэтки, строго сохраняя их причудливый первоначальный образец. Они являлись предметом поклонения.

имеется у многих идолов острова.^ Имеет его и идол, вывезенный в Европу. Но интересно, что в Лондонском музее на них никто не обращал внимания, рассматривая идола спереди. Туземцы, к которым обращалась исследовательница, не могли объяснить его смысл, как, впрочем, они не могли ничего сказать и о происхождении деревянных статуэток, изображавших таинственное существо с головой старика и странной формой грудной клетки, напоминающей птичью. Они вырезались из дерева многими поколениями туземцев, неизменно сохраняя сходство с причудливым древним образцом. На скалах и стенах пещер Раутледж часто встречала изображение поразительного существа с изогнутым хищным клювом и человекообразным телом, державшего в лапах какой-то предмет.

— Это чайка держит яйцо, — говорили островитяне. Но мало походила на чайку надломленная, поникшая фигура...

Головы многих идолов были увенчаны тюрбанами. Раутледж и другие исследователи часто задавали себе вопрос: «Почему творцы изваяний изготовляли вначале идола, а потом лишь на голову статуи надевали многотонный массивный тюрбан, поднимая его на высоту до десяти метров, когда, конечно, легче было сделать на месте идола с тюрбаном?»

ДОРОГИ, ВЕДУЩИЕ НИКУДА

Местоположение «аху» на острове также не было объяснено, пока случайное стечение обстоятельств не пришло на помощь исследователям. Один из членов экспедиции Раутледж рассматривал остров однажды вечером со склона вулкана Рано Рараку. Заходящее солнце на какое-то мгновение скользнуло по его поверхности, и то, что было стерто временем, вновь ожило, проявленное резким сочетанием светотени. В этот момент ясно обозначились три дороги, расходящиеся веером от кратера к океану. Десятки изваяний

стояли вдоль них, образуя своеобразные коридоры. Все они были повернуты спиной к кратеру, причем дороги обрывались у побережья, а идолы смотрели прямо в океан, словно стремились разглядеть их продолжение в его глубинах.

Дороги, ведущие никуда, — еще одна загадка острова Пасхи.

«КОХАУ РОНГО-РОНГО»

В середине прошлого столетия Ватикан являлся могучей организацией, раскинувшей свои щупальца по всему миру. Фанатично преданные своему делу, монахи проникали в самые отдаленные уголки земли. Таким фанатиком был и Эжен Эйро, прибывший на остров в 1864 году по заданию Ватикана. Миссионер заметил, что предметом поклонения туземцев служили куски дерева с письменами, достигавшие порой двухметровой длины. Островитяне бережно относились к ним, храня как амулеты.

— Сожги то, чему поклонялся, — приказал монах, и десятки бесценных таблиц запылали на кострах.

В 1864—1868 годах были уничтожены почти все куски «говорящего дерева», или «кохау ронго-ронго», как его на-

Символическое существо, чье изображение часто встречается на скалах острова.

зывали жители. Лишь значительно позже, когда на острове Таити другой миссионер, Тепано Жоссан, обнаружил у переселенцев с о. Пасхи эти цощечки, стало ясно, какое преступление совершил его предшественник. Уже при первом взгляде на полуистертые временем куски дерева было очевидно, что это уникальный образец древних письмен Пасхи. В прямую противоположность своему собрату он проявил огромный интерес к собиранию «кохау ронго-ронго». «Кохау» были испещрены ровными рядами мелких тщательно выведенных значков. Но являлись ли они письменами? Быть может, это был лишь красивый орнамент, служивший украшением священному амулету?

НЕУДАВШАЯСЯ ПОПЫТКА

Жоссан попросил туземцев прочитать или хотя бы разъяснить смысл значков, но оказалось, что никто не может этого сделать, хотя, как позже выяснилось, таблицы играли немаловажную роль в жизни острова еще в 1864 году, до их уничтожения. После

«Кохау ронго-ронго», или «говорящее дерево», — уникальный памятник древних письмен с острова Пасхи. Над оасшиФоовкой этих письмен сейчас работают ученые во всем мире.