Техника - молодёжи 1957-11, страница 10

Техника - молодёжи 1957-11, страница 10

Мата-ките-ранги» — «Глаза, смотрящие в небо», или «Те-пито-техенуа»— «Пуп земли», — говорят туземцы. Первые европейцы, увидевшие остров в канун праздника, назвали его островом Пасхи. Тысячи километров океанской пустыни отделяют этот крохотный клочок земли от материка. Площадь островка всего около ста квадратных километров. Однако вот уже более столетия взоры ученых всех стран мира прикованы к этой крупице, затерянной среди океана.

КОГДА БЕЗМОЛВСТВУЮТ ИСПОЛИНЫ

В 1687 году английский флибустьер Эдуард Дэвис, отправившийся на поиски Южного материка, заметил полоску земли на горизонте и дал ее примерные координаты, но не высадился там. Только в 1722 году нога европейца ступила на берег Пасхи. Всего один день провел здесь экипаж под командованием голландского капитана Роггевеена, но и этого оказалось достаточно, чтобы слава об островке пронеслась над миром. По записям Роггевеена, остров был цветущим и плодородным, а его жители имели светлую кожу, но не это столь сильно поразило европейцев. На черной гранитной скале они вдруг увидели огромное каменное изваяние. Холодным, бесстрастным взором гигант пронизывал пространство океана, улыбаясь искривленным ртом в сторону заходящего солнца саркастически и надменно. Он словно бросал вызов всему миру и этим маленьким пришельцам, стоящим у подножия скалы, как бы согнувшейся под его чудовищной тяжестью. Голландцев не пустили подойти вплотную к изваянию. Все же они успели заметить, что это изваяние было не единственным. Еще около десятка гигантов, таких же безмолвных и зловещих, стояло на соседних холмах.

Неблагоприятный западный ветер заставил европейцев сняться с якоря.

Прошло более пятидесяти лет, прежде чем они вновь появились у берега острова Пасхи. Целые полстолетия остров находился в неизвестности. Быть

Какую гигантскую, поистине фантастическую работу нужно было совершить, чтобы вырубить ив камня десятки изваяний и расставить их по всему острову/

П. ОРЕШКИН

Рис. Л. ТЕПЛОВА и Р. АВОТИНА

ОСТРОВ ПАСХИ-ОСТРОВ НЕРАЗГАДАННЫХ ТАЙН• ЧЬИ ЖЕ РУКИ ВОЗВЕЛИ КАМЕННЫХ ГИГАНТОВ? • ЛУЧИ ЗАХОДЯЩЕГО СОЛНЦА ВЕДУТ К РАЗГАДКЕ • ТАЙНА,

ПОГРЕБЕННАЯ В ЛЕПРОЗОРИИ

может, за это время к нему и приставал какой-нибудь пиратский фрегат, но сведений об этом не сохранилось.

НЕВЕДОМАЯ КАТАСТРОФА

В марте 1774 года вблизи острова показался корабль под командованием английского капитана Джемса Кука. Исследователи высадились на побережье. Зная описание Роггевеена, они ожидали увидеть цветущий остров, покрытый густыми лесами, но вокруг простирались лишь угрюмые базальтовые скалы да чахлая растительность кое-где пробивалась в расщелинах. Остров как бы подменили. Сомнения моряков рассеялись, когда исследователь Форстер, входивший. в состав экспедиции, обнаружил легендарные изваяния. Однако на этот раз никто не преградил дорогу дерзким чужеземцам, посмевшим прикоснуться к святыне. Безмолвные статуи рухнули со своих пьедесталов, а те, что еще стояли, были обречены. Островитяне равнодушно проходили мимо, даже не замечая их.

— А разве у вас не бывает аху (идолов)? — спросил у Кука сопровождавший его туземец и с безразличием ковырнул носком упавший обломок.

Но всего лишь пятьдесят лет назад, как явствовало из описания Роггевеена,

С*

островитяне не смели даже приблизиться к изваяниям под страхом смерти. Что же явилось причиной столь разительной перемены, происшедшей на острове? Форстер предположил, что за этот промежуток остров претерпел ка-кую-то крупную катастрофу, которая смела с лица земли его цветущую культуру. Это, казалось, убедительным и странным образом перекликалось с легендой, рассказанной Куку туземцами.

Однажды ночью в хижину жителя соседнего племени кто-то тихо постучал. Открыв дверь, хозяин увидел дряхлого, изможденного старика. Он еле держался на Ногах и, будучи лишен дара речи, жестами попросил накормить его куриными головами.

—■ Мало того, что ты беспокоишь ме-ня ночью, так еще и требуешь отборное кушанье! —- закричал хозяин и вытолкал старика за порог.

Ночь подходила к концу. Внезапно весь поселок был разбужен страшным грохотом, доносившимся со склона горы. Выскочив из хижины, жители увидели, как в неистовстве топал ногами по базальтовой террасе старик, как она содрогалась от ударов и .гиганты рушились со своих пьедесталов. К утру многие «аху» были повержены на землю.

При Куке некоторые туземцы еще помнили собственные имена отдельных, наиболее выдающихся изваяний: «Та-мо-аи», «Мора-Геина», «Умо-Риво», но к рассказу о таинственном старике ничего вразумительного добавить не могли.

— Таата маитаи венуа ино! — сказал Куку сопровождавший его островитянин: — Люди добры — земля плоха!

Убедительного объяснения столь разительной перемены, происшедшей на острове за эти полстолетия, наука до

Ог МШшимСС

gПРОБЛЕМ НАУКИ