Техника - молодёжи 1958-05, страница 14специальные лаборатории и художественно-оформительские мастерские, где изыскиваются наиболее красивые и наиболее удобные формы машин специалистами и мастерами своего дела. Пройдемте в такую технико-художественную мастерскую. В центре мастерской на подставке стоит модель проектируемой машины, сдепанная иа глины или фанеры в натуральную величину, а около нее усердно работают художник-архитектор и конструктор. Как скульптор, высекающий из грубого куска серого гранита красивую фигуру человека или животного, художник совместно с конструктором из глины и дерева создает новые формы машины, обтекаемые кузова, удобные для работы станки. В огромном светлом зале завода стоит модель самолета «ТУИ 04», ыпопненная в натуральную аепичину. Здесь собрались инженеры, летчики, художники, врачи и многие специалисты самых различных профессий... На модепн заметнее, чем на чертеже, недостатки конструкции, неудачные компоновка и размещение деталей. Такие модели помогают п ашинострои-телям находить новые решения при размещении сложнейшего оборудования современного самопета или морского судна. Мы изготовпяем станки, машины н другое оборудование, на которых будут работать наши друзья, братья, сестры и дети. Поэтому наши станки допжны быть красивыми, удобными, безопасными и легкими а работе, должны возбуждать желание работать на них. К этому стремятся все конструкторы и художники наших заводов. В нашей стране изготовляется огромное количество самых разнообразных машин. Многие нэ них выпускаются большими сериями. Производством нх заняты, как правнпо, специализированные заводы. Поэтому нэ всего сказанного нами хочется сделать практический вывод о необходимости создания на всех крупных' машиностроительных предприятиях специальных художественных советов во главе с главным художником завода. Владелец испытывает эстетическое наслаждение от страшного шума своей машины, оглушающего машинистов (XVIII век). Металлорежущие станки и бесчисленные машины народного хозяйства тоже строят красивыми, но здесь аэродинамические свойства не играют роли, хотя плавные обтекаемые и «спокойные» формы находят все большее применение в машиностроении. Это, подобно зеленому цвету, успокаивает нервную систему. Мы ничего не скаэапи об экономике, а она играет отнюдь на последнюю роль. Можно сделать красивую вещь, но она потребует излишне много мате-риапа, будет чрезмерно дорогой, не рассчитанной на простые массовые способы изготовления. На машиностроительных заводах, выпускающих бытовые приборы, автомобили, самолеть и т. п., организованы Вылепленные скульптором им мины ответственные части — суппорт и барабан (справа) и окончательное оформление револьверного сгонка (сверху). 10 Открытый точипьный камень при работе представляет величайшую опасность для жиэнн. Занрытое кожухом точило неопасно для человека. Нам кажется, что учреждение на таких предприятиях должности главного художника вполне оправдано теми требованиями, которые наш народ предъявляет к внешнему виду, общей красоте н окраске машин и другой продукции. Думается, что уже настало время для того, чтобы в оценке каждой новой машины принимали участие ие только конструкторы, технологи, эксплуатационники, но и художники — люди, которые должны активно включиться в работу по созданию не только самых совершенных а техническом отношении, но и самых красивых в мире советских машин. Возьмем, к примеру, любой широко распространенный токарный станок. Обтекаемая форма станины такого станка, защита механизмов от возможных попаданий в них посторонних предметов удобное расположение рукояток и кнопок управления, светлая окраска станка, продуманные формы рукояток, защита от шума и травм — вот что характерно для этого станка. Мрачные, тяжелые тона окраски, наоборот, как бы угнетающе действуют на человека, воспитывают равнодушие к грязи на рабочем месте и т. д. Исследованиями, которые были проведены как а СССР, так и за границей, установпено, что внешний вид станка значительно выигрывает при тщательной отдепке и хорошей окраске. Окраска в светлые тона способствует поддержанию хорошего настрое- Влвделец гордится чудесной еащыо — ручным токарным станком (XVIII bbi0.
|