Техника - молодёжи 1958-07, страница 44■округ наго. (До сих пор на иконах богов и святых изображают окруженными сиянием.) Двигался жрец — двигалось по стене святилища и его перевернутое изображение. Закрывали щель —1 и видение мгновенно исчезало. Для увеличения эффекта устраивалось шумовое сопровождение, дополняемое еще запахами цветов и ароматических смол. Секрет такой световой проекции знали лишь очень немногие жрецы Египта. В их числе, видимо, был также полулегендарный египетский жрец Моисей, впоследствии ставший иудейским пророком. По образцу египет-ского храма была устроена и его скиния. В этом затемненном святилище первых петухов»). Источники искусственного света, которыми они пользовались, были очень слабы, изображения поэтому получались маленькие, а отсюда и легенды о живущих под землею карликах-гномах. Моисей предписал побивать «вызы-вателей мертвых» камнями (Б и б-л и я, Левит, глава XIX, стих 31, глава XX, стих 27 и др.). Надо сказать, что их жестоко преследовали многие законодательства, начиная от законов Хаммурапи, написанных в XVIII веке до н. э., то есть задолго до времени предполагаемого существования Моисея и исхода евреев и до самого XVIII века н. э. включительно. Хорошо знали о световой проекции Так по совету Робертсона полоцкие иезуиты морочили голову молодому белорусу, показывая ему изображение некоего бородатого старца. влекомого смертью. Моисей осуществлял показ бога Иеговы. Условия видения, однако, здесь были менее благоприятны, так как на бога смотрели не из полутемного храма, а с открытой площадки. Вследствие этого полутона изображения пропадали, и Моисей вынужден был отказаться от показа лица. Отсюда и текст Моисея: «И сказал господь (Моисею): лица моего не можно тебе увидеть, потому что человек не может увидеть меня и остаться в живых... Когда сниму руку мою, ты увидишь меня сзади, а лицо мое вовсе не будет видным» (Библия. Исход, глава XXXIII, стихи 20—23). Вне Египта Моисей был не единственным, знавшим секрет световой проекции. В Передней Азии нашлись его соперники — вызыватели мертвых, которые работали в полном мраке с полуночи до начала рассвета («до 38 и древние философы-идеалисты. Пифагор (ок. 580—500 гг. до н. э.) сам бывший египетским жрецом, вернувшись на родину, организовал вызов «духов». Знал световую проекцию и Платон (427—347 гг. до н. э.), давший в «Аллегории о пещере» полное техническое описание применяемого для этой цели проекционного устройства. Международные связи существовали много тысячелетий. Неудивительно, что во И веке до н. э. световая проекция дошла и до Китая. Как рассказывает Гань-Бао в своей знаменитой хронике Coy Шень-цэи, некий жрец Чжао Мен в темноте на просвечивающем шелковом занавесе показал императору У Ди тень его умершей жены. Захотели посмотреть своих умерших родственников и некоторые придворные. В результате секрет световой проекции был быстро разгадан, и она с тех пор по степенно превратилась в театр теней. Театр теней распространился затем в странах Азии, а лотом и Африки. Однако в Европе и Малой Азии световая проекция еще в течение двух тысячелетий после этого продолжала служить для обмана народа. Техника «вызова» богов не была раскрыта Моисеем ученикам, и после его смерти «бог Иегова» являться народу перестал, вследствие чего скинию вместе с ее святилищем и ковчегом завета оставили на длительное хранение в Силоаме. Затемнение «святого святых» сохранилось в еврейских храмах и перешло от них в христианскую религию. Считается, что в алтаре пребывает бог. Его призывают во время богослужений, но он не показывается остается невидимым. Световые «чудеса» являлись самым «наглядным» доказательством существования потустороннего мира. Однако католическая церковь много столетий не знала секрета световой проекции. Только в XIII веке проекционный секрет был освоен католической церковью. Английский монах, знаменитый ученый и изобретатель Роджер Бэкон (1214—1294 гг.) стал показывать проекцию братии, уверяя, что в ней нет ничего сверхъестественного. Бэкона подвергли заключению, из которого он вышел дряхлым стариком, а световая проекция сразу же была окружена глубокой тайной и стала показываться верующим Западной Европы как очевидное доказательство существования божественной силы. Почти повсеместно стали появляться, а потом моментально исчезать тени усопших, призраки, черти и ангелы. Пьесы великого английского драматурга Шекспира показывают, какое распространение в те времена получила вера в нечистую силу. Волна мракобесия усилилась еще больше вследствие того, что тени усопших и привидения стали «вызывать» и светские маги*астрологи, которых держали при себе и охраняли от монашеской расправы короли и владетельные князья. В своих мемуарах знаменитый итальянский скульптор и писатель Бенвенуто Челлини подробно рассказывает, как католический патер вызывал ему нечистую силу в римских катакомбах. Являлся проекционный черт и вождю средневековой церковной реформации Мартину Лютеру, который, призвав на помощь бога, мужественно запустил в черта чернильницей. Проекционные «чудеса» пробрались и на Русь. Во время московского пожара новгородский поп Сильвестр (а Новгород был тесно связан с Западной Европой) показал Ивану Грозному проекционные чудеса и тем на несколько лет овладел его доверием. Впоследствии Ивану все же удалось разоблачить чудеса Сильвестра, в сговор с которым вошел ряд бояр. В переписке с Курбским царь Иван обвинил князя-изменника в том, что тот вместе с Сильвестром пугал его «детскими страшилами». Курбский принужден был сознаться, оправдываясь тем, что только таким способом можно было усмирять Ивана. В XVIII веке проекционное шарлатанство стало вырождаться. Однако шарлатаны Сен-Жермен, «граф Калиостро» /Джузеппе Бальзамо), доктор Шарль (1746—1824 гг.) продолжали вызывать тени мертвых для придворной знати, |