Техника - молодёжи 1958-07, страница 43♦КОГДА ЛУЧ СВЕТА СЛУЖИТ МРАКУ ♦ ТУМАННЫЕ КАРТИНЫ В ХШ ВЕКЕ ДО Н. Э. ♦ ЧУДО НА ОСТРОВЕ ФЕРНАНДО-ПО VTEHb ЖЕНЫ ГЕНРИХА УШ НА ЭКРАНЕ ТЕЛЕВИЗОРА ч у д \: с а Р. НОВИЦКИЙ, кандидат экономических наук Рис. К. АРЦЕУЛОВА Н е раз уже в истории человечества бывало, что многие производственные секреты, научные опыты и рецепты различных лекарств держались веками в полной тайне, были утеряны или открыты позже заново. Мы расскажем об одном изобретении, которое более пяти тысяч лет оставалось неразгаданным, ибо, строго охраняемое, не попадало в руки непосвященных. Это изобретение — световая проекция изображений — использовалось служителями религиозных культов для показа богов, святых и чертей, а светскими шарлатанами — для «вызова мертвых». Изобретение стало достоянием науки лишь около полутораста лет назад. Древнейшие науки египетских жрецов — математика и астрономия — были строжайше засекречены от на. рода, что обеспечивало жрецам власть и громадные богатства. Очень важным средством воздействия на народ был и секрет вызова «лучезарных богов». Громадные сверкающие и окруженные сиянием боги являлись по вызову жрецов во мраке святилищ египетских храмов. Являлись три тысячи лет подряд. Их облик не менялся с годами и столетиями, и естественно, что они были признаны бессмертными. О богах говорили и писали не только жрецы, не только верующие, которых жрецы держали в страхе и невежестве, но и античные философы атеисты. Вот что писал о богах, насмотревшись «чудес», бывавший в Египте знаменитый греческий философ- материалист и атеист Эпикур (342— 271 гг. до н. э.). «Верь, что бог существо бессмертное и блаженное... и не приписывай ему ничего чуждого его бессмертию и несовместимого с его блаженством. Да, боги существуют: познание их факт очевидный». В свое время на эту непоследовательность Эпикура обратил внимание молодой Маркс. Он писал, что «очень много острили по поводу этих богов Эпикура, которые, будучи похожи на людей, живут в межмировых пространствах действительного мира, имеют не тело, а квази-тело, имеют не кровь, а квази-кровь, и, пребывая в блаженном покое, не слышат никакой мольбы; не заботятся ни о нас, ни о мире, и которых почитают ради их красоты, их величия и их совершенной природы, а не ради какой-нибудь корысти» (К. МарксиФ. Энгельс, Соч., т. 1, стр. 46, изд. 1929 г.). Почти все сочинения Эпикура, как и других греческих философов-мате-риалистов, религиозные изуверы постарались уничтожить. Случайно сохранились только отдельные письма и фрагменты. Вынужден был писать о богах и его последователь римский философ-материалист и поэт Лукреций {99—55 гг. до н. э.), который в своем замечательном произведении «О природе вещей» воспроизводит следующие мысли: «Образы тел, которые мы считаем призраками, реют е воздухе и ужасают нас, являясь наяву и во сне... Они носятся с необычайной быстротой, их легкая тень проходит сквозь любую преграду... Образ заменился вдруг, и женщина превратилась в мужчину»... Несколько позднее об этом повествует философ Дамазиус: «В древних храмах появляется масса света. Она преображается, как бы сжимается, являя некоторое лицо божественное и сверхъестественное». Итак, Эпикур, а вслед за ним Лукреций признали, факт существования богов. Почему же не признать то, что видишь глазами? Почему не принять и то название, которое факту дано, тем более, что Эпикур и не думал о шарлатанстве. Что же это были за «боги», которые столь убедительно влияли на трезвые умы древних атеистов? Тайна их появления была, наконец, раскрыта в сопоставлении с очень простыми формами, обнаруженными уже в XIX веке у жрецов африканского острова Фернандо-По. Здесь в темной пещере было найдено отверстие, выходящее кверху. Отверстие это не было видно входящим в пещеру и обычно оставалось закрытым. В определенные же часы, когда солнце находилось на требуемой высоте и в пещеру приносились жертвы, отверстие открывалось, и в окружающий мрак прорывалось ослепительное сия-ние бога солнца — Умо. В египетских храмах устройство было намного сложнее и совершеннее. Лучи яркого южного солнца освещали жреца, стоящего на крыше храма и одетого богом. В момент «явления бога» щель в потолке храма открывалась, и в полном мраке святилища появлялось (по принципу камеры-обскуры) повернутое вниз головою изображение громадного звероподобного египетского бога. Жрец располагался на ярком фоне, который создавал сияние На цветной вкладке изображены случаи использования света для демонстрации «явления богов» различных религий и для других оптических «чудес». Явление проекционных богов в египетских храмах IV— I тысячелетий до н. в. (слева вверху). Лучи солнца освещают жреца, одетого богом, и через щель его сверкающее громадное перевернутое изображение является во мраке святилища павшим ниц верующим. До сих пор в храмах многих религий выделяется «святая святых» — место, в котором является бог (последние тысячелетия «незримо»). Проенционное устройство, описанное греческим фило-софом» идеал истом Платоном в «Аллегории о пещере» IV в. до н.». (справа вверху). Прикованные и потому не могущие повернуть головы узники видят на стене, освещенной светом ностра, тени проносимых вдоль стены фигурок людей и животных, причем тени людей, несущих фигурки, не видны. Фантасмагория — «вызов мертвых» шарлатаном Ро-бертсоном в 1797 году в Париже (рисунок из его книги, 1831 г.) (в центре). w 10 января 1951 года в лондонском замке Хемптои Корт (вниз у). Операторы снимают для телевизионной передачи актрису, изображающую призрак умерщвленной здесь Генрихом VIII его пятой жены Екатерины Говард. 37
|