Техника - молодёжи 1959-05, страница 45

Техника - молодёжи 1959-05, страница 45

Затем я вернулся в свою часть и никогда больше не получал сведений о судьбе этого существа...»

Кого видел В. С. Карапетян? Высказывается мнение, что речь идет о редком случае гипертрихоза (чрезмерной волосатости) у современного человека в сочетании с немотой и некоторыми другими патологическими чертами. Однако некоторые ученые полагают, что это мог быть и самый настоящий «снежный человек».

• •

Предоставим последнее слово в втом разговоре одному иэ руководителей советских ученых, занимавшихся розысками «снежного человека», — профессору Борису Федоровичу ПОРШНЕВУ.

Выступление Б. Ф. ПОРШНЕВА проливает свет на некоторые темные стороны в этой проблеме.

Я ВЕРЮ В „СНЕЖНОГО ЧЕЛОВЕКА11

Я принадлежу к числу тех, кто считает «Снежного человека» реальностью, так как не вижу, как иначе можно было бы объяснить возникновение всей имеющейся сегодня у нас в руках информации.

Попытки свести все к фольклору (народным поверьям) наталкиваются на часть информации, безусловно не имеющей фольклорного характера: вещественные данное, например следы; свидетельства лиц, не принадлежащих к местному населению. Попытки свести все к обману наталкиваются на вопрос: зачем столько людей, не сговариваясь и не извлекая из этого никакой выгоды, вздумали обманывать горстку ученых или даже широкую общественность?

Попытка утверждать, что часть информации является фольклором, а часть — обманом, наталкивается, кроме того, на вопрос: почему обе части так хорошо согласуются друг с другом? Тот же вопрос остается в силе, если предположить, что имеет место не сознательный обман, а заблуждение, например обман зрения.

Остается признать, что «снежный человек» — реальность, а та часть материала, которая носит явно легендарный, фольклорный характер, стоит к этому реальному существу в таком же отношении, как бесчисленные сказки и легенды о медведе к реально существующему в природе медведю.

Но если «снежный человек» реальность, почему он так плохо поддается наблюдениям натуралистов, не дается им в руки?

Очевидно, ответ может быть только Один: в течение десятков тысяч лет этот животный вид выработал гораздо более совершенные, чем мы предполагали, инстинкты спасения себя от своего главного врага — человека. На огромном расстоянии он узнает о приближении человека, отлично убегает и прячется, приближается к стоянке человека почти исключительно под покровом темноты. А натуралисты еще ничего не знают о приманках, которыми можно было бы его обмануть. Справедливо говорят, что, видимо, он изучил нас много лучше, чем мы его.

Значит, не так-то просто решить загадку «снежного человека» единичным актом, как многие надеются: поймать или сфотографировать один экземпляр.

Терпеливо нанося на карту разнообразные собранные в разных землях сведения о «диких волосатых людях», подчас второстепенные и ненадежные, сопоставляя эти сведения между собой, ученые получили важные обобщения, которых не мог предвидеть ни один из рассказчиков в отдельности.

Так, географы заметили, что почти все сообщения об обитании где-либо подобных существ приурочиваются не к долинам рек, а к водоразделам, и особенно концентрируются в районах стыка двух водоразделов. Отсюда следуют выводы, что исследуемое животное принадлежит к видам, мало нуждающимся в воде, что оно расселяется в направлении горных хребтов.

Приматологи, то есть специалисты по анатомии и поведению обезьян, заметили, что в описаниях внешности и повадок этих существ отмечаются по отдельности многие черты, которые в совокупности характерны для высших человекообразных обезьян; сведения эти поступают из стран, где известные человекообразные обезьяны не водятся, не знакомы населению, и, следовательно, указанные черты почерпнуты из наблюдений реальной природы. Значит, «снежный человек» является, несмотря на свое прямохождение и другие человеческие черты, существом более, чем мы, люди, близким к человекообразным обезьянам.

Допустив предположение, что все места, где среди населения сохраняются хотя бы легендарные рассказы о «диком волосатом человеке», составляли территорию его древнего обитания, мы обнаружили, что в таком случае граница его расселения почти полностью совпадала с границей современного расселения другого животного, «снежного барса», хорошо известного зоологам (см. карту). Совпадает и абсолютная высота над уровнем моря и ландшафтные условия, в которых эти два «снежных» вида отмечаются.

Следовательно, они принадлежат к одному комплексу фауны, может быть, даже тесно биологически приспособились друг к другу, судя по тому, что

Этот удивительно тонкий гипсовый слепок со следа йе-тэ был сделан в Непале совсем недавно: в 1958 го-ДУ-

Здесь только что прошел отснежный человек». Длин ная и прямая цепочка его

ЛЮБОЗНАЙКИН: Странно, что он нас совсем не боится...

Видно, привык он и журнальным страницам.

следов, сфотографированная

известным исследователем Э. Шиптоном, рассказывает о многом. Не нужно быть искусным следопытом, что- -бы убедиться, например, в косолапости этого таин-ственногб обитателя склонов высоких гор: следы его правой ноги лишь незначительно сдвинуты от линии следов левой ноги.

хищный снежный барс почему-то ни при каких условиях, даже раненый, не нападает на людей.

Интересно, что по каким-то еще не установленным причинам кости умерших снежных барсов не сохраняются в природе; палеонтологам не известно ни одной древней косточки этого хищника, охотники тоже не встречают их. Следовательно, на вопрос: почему не найдено костей «снежного человека», если он реально существует? — можно ответить: по той же причине, по которой не найдено костей его биологического соседа, снежного барса, в реальном существовании которого можно убедиться в любом зоопарке.

Таковы некоторые примеры, показывающие, что наши научные знаний о «снежном человеке» расширяются еще до его поимки и прямого наблюдения.

На этом мы пока закончим разговор о «снежном человеке».

Как видите, проблема таинственного обитателя снежных гор еще не разрешена. Но защитники положительного решения этой проблемы получили сильные доводы в пользу своей точки зрения.

Поиски загадочного существа продолжаются. В них участвуют и наши читатели Нет никакого сомнения в том, что в недалеком будущем удастся раскрыть вековечную волнующую тайну.

39