Юный техник 1969-05, страница 36

Юный техник 1969-05, страница 36

обходимым управлять естественными процессами в масштабах всей планеты.

— Вы сказали, что нужно сравнительно немного энергии, чтобы управлять метеорологическими процессами. А можно ли преобразовать климат нашей планеты?

— Важно решить сначала, насколько устойчив климат нашей планеты при данном ее рельефе, наклоне оси, скорости вращения и т. д. Возможен ли на Земле «один вариант» климата или несколько? Пока этот вопрос не решен. Если возможна только одна система климатообразую-щих процессов, то преобразовать климат на планете в целом, по-видимому, нельзя.

— Как мы видим, энерговооруженность человечества растет. Не может ли это нарушить тепловой баланс нашей планеты?

— Да, опасность «перегревания» Земли, конечно, может возникнуть. В производстве освобождается много тепла, которое имелось в полезных ископаемых, в тепло преобразуют и энергию рек, строя на них ГЭС, дающие ток, скажем, нашим утюгам. Но я думаю, что и здесь выход будет найден. Будет придуман какой-то «радиатор», с помощью которого тепло будет отводиться с нашей «разгоряченной» планеты в космос.

— Сейчас много говорят о научно-технической революции. Не может ли так случиться, что, когда юные читатели нашего журнала вырастут, эта революция закончится и будет гораздо меньше открытий, изобретений, чем теперь?

— Когда мы говорим о научно-техни-ческой революции, то имеем в виду, что сейчас очень быстро появляются новые идеи, новые технические решения. Но эта революция не является какой-то вспышкой, каким-то временным явлением. Я не думаю, что через некоторое время технический прогресс пойдет более медленными темпами. Темпы ускоряются постоянно. Возьмите транспорт. Парусные корабли, конные экипажи использовались несколько тысячелетий. Железные дороги — несколько столетий, а на глазах одного нашего поколения появились транспортные средства, которые движутся со сверхзвуковой скоростью, и даже с космической. Через пять-десять лет поступь технического прогресса еще ускорится. Так что читатели «Юного техника» могут не беспокоиться. Когда они встанут за пульты конвейерных линий, сядут за кульманы, придут в лаборатории, то узнают о еще более замечательных открытиях и изобретениях, чем те, о которых мы слышим сейчас. И конечно, часть их они сделают сами.

Литературная запись выступления Е. Н. ФЕДОРОВА в МГУ и беседы с ним нашего корреспондента

Писатель Б. Ляпунов:

Природа — друг или враг человеку? Странный вопрос! Во всяком случае, если поставлен он сейчас, а не в давно прошедшие времена. Когда-то человек был беззащитен перед лицом окружающего огромного и враждебного ему мира, где господствовали злые стихии, где надо было укрываться от холода или спасаться от жары, от гроз и ураганов, где приходилось добывать пищу, рискуя жизнью и подвергаясь всяческим опасностям. Тогда природа была врагом. Но война с враждебными силами закончилась победой.

Может быть, теперь, в эпоху развитой технической цивилизации, зависимость человека от природы ослабла или даже исчезла вовсе? Ведь мы вступили в век синтетики, а доля природного, казалось бы, все уменьшается. Однако так представляется лишь с первого взгляда.

По-прежнему возделывается земля, разводится скот, добываются рыба и дичь. По-прежнему леса поставляют древесину, недра снабжают сырьем индустрию, химическую в том числе. Природа служит первоосновой для создания второй, искусственной природы, и в этом проявляется возросшая мощь человеческого разума. А с другой стороны, неизмеримо выросли масштабы нашего вторжения в природные дела: Земля первобытных людей и Земля XX века — две разные планеты. Попади к нам неандерталец или кроманьонец — они не узнали бы мир, в котором когда-то жили. Так же как не узнали бы мы свой мир спустя века... Изменился характер связей. Они усложнились и перестали быть столь очевидными, как раньше. В биосфере естественной появилась ныне техносфера, среда особая, но и она существованием своим всецело обязана природе, природе-другу.

— Другу? — спрашивает американский социолог Эрик Хоффер. — Полноте! Наоборот, это враг. Враг жестокий, беспощадный и извечный. Правду о природе я находил в газетах,, в почти ежедневных сообщениях о наводнениях, пожарах, ураганах, метелях, бурях, тайфунах, землетрясениях, извержениях, нашествиях вредителей, чуме и голоде. Иногда, читая об этих ужасах и о массовом уничтожении невинных жертв, я думал, что мы окружены безжалостными силами, что земля полна злобы, небо темно от ярости, и человек построил город, найдя в нем единственное убежище от враждебного, нечеловеческого космоса. Я понял, что борьба с природой — центральная драма вселенной. Человек стал

34