Юный техник 1969-05, страница 37

Юный техник 1969-05, страница 37
«Всякий раз тщательно взвешивать...»

таким, каков он сейчас, не с помощью природы, но вопреки ей...

Возражая Хофферу, советский ученый, член-корреспондент Академии наук СССР А. Федоров пишет: «Воевать с природой — такова позиция одних, ей противостоит другая концепция — защитить природу, сохранить ее во благо грядущего человечества... Нужна нам не стратегия войны, о чем ратует Эрик Хоффер, а стратегия охраны природы». Нельзя забывать еще и о третьей концепции, — добавляет Федоров, — концепции безразличия, равнодушия, выраженной классической формулой: после нас хоть потоп.

Попробуем заглянуть в будущее. Наша планета не останется такой, как сегодня. Она далеко не всюду приспособлена для жизни, и устранять эти неудобства должны и современное поколение и потомки. Но пустить природу в хозяйственный оборот везде, где возможно, вряд ли разумно. Конечно, станут и впредь расти города, поселки возникнут в тропической зоне, на севере и юге, огни электростанций загорятся на многих великих реках мира. Без ущерба дому, в котором оно живет, растущее человечество заселит пригодные для жилья районы земного шара. Так же осторожно оно освоит богатства диких ныне мест. Пустит в ход все резервы, возьмет от земли максимум того, что можно взять.

Но надо иметь в виду, что в природе все взаимосвязано. Реконструкцию планеты нельзя вести стихийно — вернее, без учета последствий, и даже весьма отдаленных. Нельзя, вероятно, уничтожить полностью пустыни, или растопить арктические льды, или менять океанские течения лишь с целью достижения близкой выгоды. Иначе эта выгода через какое-то время может обернуться не столь очевидным поначалу вредом.

Сегодня мы знаем немало фактов бездумного, расточительного отношения к природе, ее богатствам. И видим, к чему это ведет. Леса вырубается в полтора раза больше, чем допустимо. Поэтому разрушается почва, наносится ущерб ресурсам пресных вод, остается меньше мест для отдыха и так далее. Города, подобно вулканам, выбрасывают в воздух массу вредных веществ.

Положение безнадежно? Пока еще нет. Правда, трудности велики. Надо лучше использовать возможности, представляемые растительным миром, повышать урожаи, поменьше расходовать земельные

ценности — строить города там, где нельзя возделывать почву. Перестать неразумно эксплуатировать землю — таков генеральный путь, и он обещает, во всяком случае* сохранение и умножение богатств планеты.

Необходимо всякий раз тщательно взвешивать, стоит ли что-то менять в сложившемся за миллионы лет природном механизме. Поэтому так сложно составить и выполнить генеральный план преобразования планеты Земля. Для этого нужно глубоко изучить переплетения множества причин, от которых зависят климат, погода, биосфера, и учиться предвидеть, к чему приведет вмешательство человека в дела природы. Однако, как ни сложна задача, она разрешима.

Грандиозные инженерные проекты выдвигаются уже сейчас. Они требуют оценки. Разумно ли, например, построить плотину в Беринговом проливе, чтобы изменить климат Дальнего Севера? Целесообразно ли соорудить кольца вокруг Земли, чтобы направить к ней дополнительную солнечную энергию? Стоит ли растопить вековые льды, которых немало на земном шаре? Вокруг подобных идей и проектов развертывались оживленные споры, и в ходе их выяснилось, что есть серьезные возражения против именно такой переделки природы.

Однако не следует думать, будто вообще ничего нельзя менять на земном шаре. Наоборот, можно и нужно, и даже в ближайшем будущем.

Ученые и инженеры рассматривают возможность подогрева атомными «грелками» океана с тем, чтобы, перемешивая воду, создать новые «пастбища» для рыб, новые промысловые районы. Более дальняя перспектива — управление ходом воздушных течений, управление погодой. И первые опыты такого рода производятся уже сейчас.

Проектируют искусственные острова в океане, на которых разместятся целые города, дрейфующие или закрепленные на месте. Быть может, со временем на этих островах будет жить значительная часть населения Земли, разовьются промышленность и сельское хозяйство, возникнут целые системы таких островов — созданные человеком архипелаги.

Освоение подводных глубин и космоса — это тоже пример инженерной деятельности людей, которые, не вредя природе, расширяют сферу жизни и проявления разума на нашей планете и за ее пределами.

35