Юный техник 1969-05, страница 38

Юный техник 1969-05, страница 38

Иван Иванович взял в руки волшебную палочку и сказал: «Начинаем!» Засветилось автоматическое расписание на большом щите: каждый день недели выделен своим цветом, рядом несколько фото и название кружка. Нажата кнопка «суббота» — полностью осветилась доска. В этот день работают все девять кружков станции юных техников города Измаила.

Мановение «волшебной палочки» — и заработала модель энергометаллургического комбината. Горячий пар от факельной печи попадает на ТЭЦ и также греет теплицы, а угольная пыль идет на цементный завод. Здесь ничего не пропадает.

Следующая модель — телефонная станция на пять номеров. Иван Иванович Полудницын предлагает мне поговорить по телефону... Дальше — модель завода по производству аммиака, которую любят рассматривать учителя, приезжающие на станцию из близлежащих районов, потом фуникулер, модель завода i:o производству серной кислоты, игра «Кто быстрее».

- Поиграем? — предлагает мой гид.

Щелкая тумблерами, надо быстрее партнера набрать весь алфавит. Директор Измаильской СЮТ И. И. Полудницын легко переигрывает меня, потому что ему приходится играть почти с каждым посетителем станции. «Двое приезжих как-то поссорились у этой игры», — улыбается директор.

А «волшебная палочка» в его руках продолжает демонстрировать модели. Вот заиграла огнями карта электрификации СССР, загудел алюминиевый завод, по сигналу упал с борта большой модели парохода спасательный круг и раздался тревожный гудок — человек за бортом.

— Это наше изобретение, — говорит директор, помахивая «волшебной палочкой», — так зовут ребята пульт управления в виде телескопической антенны.

Со стола исследователя-

РОМАНТИКИ ТЕХНИКИ

В. ВЛАДИМИРОВ

Осмотр Измаильской- СЮТ продолжается. Передо мною проходят десятки моделей: получше, похуже, но все аккуратные, сделанные со старанием и выдумкой. Хочется рассказать о каждой из них, хотя это невозможно. Нужно выбрать что-то одно, наиболее характерное. Ведь у каждой СЮТ есть свой почерк. У измаильцев это почерк выдумщиков, которые любят строить модели на темы будущей техники, любят фантазировать.

Выбираю бутановую электростанцию. Ребята прочитали о ней в статье известного ученого, просмотрели несколько книг и — вот уже модель. Продумана технологическая цепочка, расставлено оборудование — турбина, генератор, холодильник, испаритель, проложен трубопровод... И даже место для бутановой станции выбрано — Ледовитый океан.

— Наверху холод, — объясняет Борис Васильевич Шиханов, — подо льдом — вода с температурой плюс четыре. А жидкий бутан начинает кипеть и испаряется уже при минус 0,5 градуса. Если сверху, с мороза, так сказать, пустить жидкий бутан под лед, то там он сразу же превратится в газ. Его объем резко увеличится — раз в двести примерно. Во столько же возрастет давление...

• Мощное акустическое излучение может разрушать металлические поверхности. Советские ученые установили, что это происходит при уровне шума в 150—170 децибел. Особенно опасным становится звук для реактивных двигателей. Всём известно, как они ревут во время работы. Акустическая усталость, считают ученые, способна всерьез помешать дальнейшему увеличению мощности двигателей.

# Взрыв становится надежным помощником ученых в исследовании и преобразовании вещества. С его помощью удалось достичь давления в 10 млн. атмосфер! При этом вещество «под взрывом» проявляет совершенно неожиданные свойства и начинает себя по-новому вести. Если вещество обладает определенной твердостью, то оно не разрушается, а, напротив, уплотняется. Это может быть использовано при перевозке рыхлых материалов. Взрыв заставит их втиснуться в меньший объем.

При ударном сжатии можно выращивать монокристаллы. Проведены опыты с порошком окиси неодима. Из него образовались монокристаллы размером 0,1 —0,5 мм буквально за миллионные доли секунды.

Советские ученые предполагают также, что взрыв поможет им превратить кислород в твердое тело или труднолетучую жидкость, которая после сильного давления сможет существовать в обычной комнате. Для промышленности зто открывает большие перспективы — ведь сейчас кислород получают путем сложных реакций.

36