Техника - молодёжи 1959-06, страница 40— Во всяком случае, мистер Беннет, жителей нет на той стороне, которая обращена к нам. Кто знает, быть может, противоположная сторона... — Что же, Корлей, в этом проще простого удостовериться. — А каким образам?.. — Нужно повернуть Луну... И с этого дня ученые на заводе Беннета погрузились в изучение механических приемов, с помощью которых можно будет добиться поворота на* шего спутника12. Соседнее помещение представляло собой обширную галерею длиною в полкилометра, — она была отведена для отдела рекламы, а какую роль реклама играет в такой газете, как «Ирт Геральд», вообразить нетрудно. Объявления приносят в среднем три миллиона долларов в день. Они, кстати сказать, распространяются совершенно новым способом. Патент на применение этого весьма хитроумного способа куплен за три доллара у бедняка-изобретателя, который вскоре затем умер с голоду. Это не что иное, как огромные плакаты, отраженные в облаках, — плакаты такого колоссального размера, что они могут быть видны в целой обширной области. Из этой самой галереи тысяча прожекторов беспрерывно направлена в небеса, на которых отражаются в красках небывалой величины объявления. Но сегодня, войдя в отдел рекламы, Фрэнсис Беннет видит, что механики стоят сложа руки возле своих бездействующих прожекторов. Он спешит узнать, 'в чем дело. Вместо ответа ему указывают на безоблачную небесную лазурь. —- Так вот! Вам, мистер Семюэль Марк, нужно обратиться в научную редакцию, в отдел метеорологической службы. Передайте им от моего имени, чтобы они как следует занялись вопросом искусственных облаков. Нельзя же, в самом деле, вечно зависеть от погоды!13 Окончив обход всех разнообразных отделов газеты, Фрэнсис Беннет направился в приемную, где его ожидали послы и полномочные министры государств, аккредитованные при американском правительстве. Господа эти явились за советом к всемогущему директору. — Чем (могу быть вам полезен, сэр? — обратился директор «Ирт Геральд» к английскому консулу. — Вы можете оказать нам неоценимую услугу, — ответил англичанин. — Не поднимет ли ваша газета кампанию в нашу защиту? «ГГеред каждым репортером — несколько коммутаторов, дающих возможность устанавливать связь с той или иной телефонной линией» (Жюлъ Берн имел в виду «телевизионные каналы», но семьдесят лет назад такой терминологии не существовало.—Р е д.). го бюро репортажа описана уже не раз. Перед каждым репортером — несколько коммутаторов, дающих возможность устанавливать связь с той или иной телефонной линией. Абоненты не только слышат репортаж, но одновременно и видят то, о чем идет речь. Когда говорится о «происшествиях», которые уже закончились к тому времени, когда о них рассказывают, главнейшие эпизоды иллюстрируются выразительными фотографиями. Фрэнсис Беннет окликнул одного из десяти репортеров по астрономии, — отдел, которому предстоит значительно расшириться в связи с последними открытиями, сделанными в звездном мире. — Ну как, Кэтч? Что вы получили? — Мы получили, сэр, фототелеграммы с Меркурия, Венеры и Марса. — В телеграмме с Марса есть что-нибудь интересное? — Как же! Революция в Центральной Империи — победа реакционных либералов над республиканскими консерваторами. — То же, что и у нас... Ну, а с Юпитера? — Пока еще ничего. Нам непонятна их сигнализация. Быть может, наша до них не доходит? — Это ваше дело, \и всю ответственность я возлагаю на вас, мистер Кэтч, —■ ответил Фрэнсис Беннет и, очень недовольный, направился в бюро научного репортажа. Тридцать ученых склонились над своими счетными машинами. Одни были поглощены уравнениями девяносто пятой степени; другие, словно забавляясь формулами алгебраической бесконечности и пространства в двадцати четырех измерениях, напоминали учеников начальной школы, решающих примеры на правила арифметики. Появление Беннета произвело впечатление разорвавшейся бомбы. — В чем дело, господа? — воскликнул он. — Неужели до сих пор еще не получено ответа с Юпитера?.. Все, значит, по-старому?.. Послушайте, Корлей! Вот уже двадцать лет как вы возитесь с этой планетой... Казалось бы... — Что поделаешь, — ответил ученый, к которому обратился Беннет.— Наша оптика оставляет еще желать многого, и даже с нашими трехкилометровыми телескопами... — Вы слышите, Пир! — перебил его Фрэнсис Беннет, обращаясь к соседу Корлея. — Но если уже не с Юпитера, то есть ли по крайней мере вести с Луны? — Нет, также нет ничего, мистер Беннет! — Тут вы уже не станете ссылаться на оптику: Луна в шестьсот раз ближе к нам, чем Марс, с которым мы ведь поддерживаем регулярную связь. Не в телескопах дело... — Нет, в жителях! — ответил Корлей с многозначительной улыбкой ученого, знающего цену «иксам». — Вы смеете утверждать, что Луна необитаема? 1 Уже сейчас здание Импайр-стейт билдинг в Нью-Йорке даже без телевизионной башни имеет в высоту 380 метров. 2 Установками искусственного климата в настоящее время обеспечиваются крупные сооружение общественного пользования и научные учреждения. эДля Жюля Верна, как и для многих его современников, типично представление о будущем как об эпохе, в которой прежде всего все возрастет количественно, например население городов, или количественно усложнится. Качественные изменения прогресса представлять, естественно, труднее. 4 Фонотелефот, то есть сочетание телефона и телевизора, уже существует и называется «видеофон». В ближайшем будущем надо ожидать широкого распространения этого аппарата. 5 Во времена Жюля Верна и не подозревали о существовании таких источников энергии, как атомный или термоядерный, но именно на эти источники энергии (а может быть, и другие, новые) намекает автор. 6 Любопытна форма, в которой Жюль Верн предвосхищает открытие эквивалентности между разными формами материи, то есть то, что в наше время называется единой теорией поля. 7 И аккумуляторы (накопители анергии) и трансформаторы (преобразователи одних видов энергии в другие) — обычные приборы для нашего времени, хотя пока мы и не умеем применять их для всех видов энергии, как предсказывает автор, и с достаточно высокой эффективностью (напр., при аккумулировании механической энергии при помощи пружин). 8 Мы уже умеем «производить электрическую энергию без помощи батарей н машин (например, термоэлектричество) и «свет — без огня и сгорания» (обьи. новенные лампы накаливания, дневного света и т. д.). 9 Жюль Верн оказался оптимистом. 34
|