Техника - молодёжи 1968-01, страница 21

Техника - молодёжи 1968-01, страница 21

шаром — было отклонено как «несерьезное». Но, за исключением этих смешных ошибок, немецкие эксперты оказали неоценимую услугу тысячам изобретателей и промышленников. Такой же престиж завоевал и американский патент, который не выдается до тех пор, пока не будет установлена новизна изобретения.

Огромная библиотека Патентного бюро США хранит все научные и научно-популярные журналы, которые могут иметь отношение к изобретательству. По американским правилам на перископ не выдали патента, потому что он был предугадан Жюлем Верном в романе «20 тысяч лье под водой».

Американский патент требует также обстоятельного юридического анализа, определяющего с большой точностью характер изобретения, особые права, предоставляемые изобретателю. Это единственная система, предусматривающая единичный денежный взнос при подаче заявки, в то время как в большинстве стран изобретатель должен платить ежегодные взносы, как правило, возрастающие из года в год. Это крайне обременительно для изобретателей, которым часто требуется несколько лет, чтобы накопить деньги для взноса, дающего право представить свое изобретение в бюро патентов. По этой причине нередко французские или английские изобретатели не могут уплатить очередной взнос и теряют свой патент в тот самый момент, когда от успеха их отделяют считанные дни. Другая особенность американской системы: патент дается только самому изобретателю, который часто объявляет об изобретении свидетелям задолго до подачи заявки.

Из других патентных бюро следует отметить Швейцарское (где одно время экспертом был Альберт Эйнштейн), Шведское и Голландское. Сотрудничество на международном уровне между ведущими странами было установлено Международной конвенцией защиты промышленной собственности, подписанной в 1883 году и вступившей в силу в 1884 году. Конвенцией предусматривалось сохранение приоритета на изобретение, получившее патент в одной из стран — участниц конвенции, в течение года. Совершенно очевидно, что это не освобождает изобретателя от необходимости получать патент в каждой стране, где он желает сохранить свои права, что ведет к крупным расходам. Вот почему и появилась идея Международного патента. Институт для претворения этой идеи в жизнь уже существует в виде Международного бюро международного объединения по охране промышленной собственности, учрежденного в Берне соглашением 1883 года. Однако Международный патент вряд ли будет введен в ближайшем будущем.

Патент постепенно приобрел решающее значение как средство в приобретении монополий. Отдельные изобретатели при помощи патентов сумели захватить огромную сферу деятельности. Американец Карлетон Эллис побил рекорд, получив самое большое число патентов — 810! Ему мы обязаны такими изобретениями, как быстросохнущие лаки и краски, которые сыграли большую роль в автомобильной про

мышленности; п/ю всех видов пластмасс, известных в наше время, было изобретено им; методы улучшения качества масла, употребляемого в пищу, и т. д. Первый патент он получил в 1900 году, а последний — в 1940. Лишь после разгрома Германии мир узнал, что более 1000 патентов, принад-

Рис. И. Кудряшева

лежащих «Фарбениндустри» и широко использовавшихся во всем мире, принадлежали одному человеку, доктору Вальтеру Репке.

Престиж патента во второй половине XIX века и первой четверти XX века сейчас трудно себе представить. Многие считали, что создание Патентамта в 1877 году оказалось поворотным пунктом в истории Германии. Карл

Дисберг, основатель «Фарбениндустри», рассматривал германское патентное законодательство как один из основных источников процветания страны. Патент был правом, ценность и законность которого мало кто решался оспаривать.

Лучшей иллюстрацией может служить отношение воюющих стран к патентам во время войны 1914—1918 годов. Патентные бюро продолжали с большим беспристрастием исследовать заявки, поступавшие из враждебных стран; были приняты меры для предотвращения любого вмешательства в ежегодную выплату взносов. Агентства, занимающиеся управлением собственностью враждебной страны, должны были принимать на себя все патентные дела. В частности, Америке с ее относительно небольшой в то время химической промышленностью пришлось затратить значительную сумму, чтобы приобрести 12 000 американских патентов, принадлежащих подданным Германии. Для этой цели было создано общество «Кемикал Фаун-дейшн», которое выкупило патенты у Организации по опеке над собственностью иностранных государств и реализовало их. Это и положило начало американской химической промышленности, выпускающей органические вещества, например красители. Сейчас это покажется невероятным, настолько мы привыкли считать изобретения секретными, принадлежащими государству. Однако в 1920 году наши сегодняшние представления о патентах показались бы дикими.

Ценность патента падает по причинам научно-техническим и социальным.

Одни и те же результаты могут быть достигнуты несколькими способами. Например, чтобы исследовать деталь, не разрушая ее, можно применить магнетизм, электромагнитное поле, рентгеновы лучи, гамма-лучи, нейтроны и т. п. Другими словами, современная технология дает возможность «обойти» патент или «проскользнуть» через ряд патентов. Когда впервые использовали окись меди в приборах для преобразования переменного тока в постоянный, ведущая американская компания запатентовала использование для этих же целей окисей и галоидов всех металлов. Но изобретатель обошел это препятствие, применив кремний, который, строго говоря, не металл. Точно так же все патенты на усилители с использованием электронных ламп были полностью «обойдены» изобретением электронного умножителя. Короче говоря, прогресс технологии позволяет сравнительно легко «обойти» патент и снизить его значение.

Другой важный фактор — возрастающая сложность самой технологии. Некоторые современные процессы совершенно невозможно описать в форме патента. Часто компания, передающая или продающая патент или производственный процесс другой фирме, вынуждена отправлять группу специалистов на несколько лет, чтобы запустить и отладить производство и обучить обслуживающий персонал. Другими словами, патент как таковой иногда не дает приобретающей его фирме гарантии в том, что она сможет претворить в жизнь это изобретение. Такое положение дел редко встречалось 30—40 лет назад.

Технический прогресс имеет и дру-

17