Техника - молодёжи 1959-09, страница 37

Техника - молодёжи 1959-09, страница 37

ПОБЕДА НАД АТОМНОЙ СМЕРТЬЮ ♦ ОТКРЫТИЕ

СРЕДСТВА ПРОТИВ ЛУЧЕВОЙ БОЛЕЗНИ ♦ ТАЙНА ВОСКРЕШЕНИЯ КРОВИ

селезенке, зобной железе, миндалинах и т. д.). Образование этих свободных клеток «кровяной ткани» осуществляется клетками костного мозга, расположенными в различных «очагах» соответственно типу телец. Указанные клетки размножаются очень быстро (чтобы постоянно обновлять недолговечные кровяные шарики), отсюда чрезвычайная чувствительность костного мозга к радиации. Следовательно, лицам, пострадавшим от ра-

ЛУЧЕВОЙ БОЛЕЗНИ СКАЗАЛИ: „НЕЕ"

диации, угрожает главным образом кровяная недостаточность. А так как кровь поддерживает жизнь всего организма, то подобные поражения весьма опасны, если не смертельны.

В тяжелых случаях костный мозг может быть почти совсем уничтожен. Это именно и произошло с югославскими учеными перед тем, как их на самолете привезли в Париж, с тем чтобы попытаться спасти.

СМЕРТЬ ОТСТУПИЛА

Жертвы катастрофы были помещены в госпитале имени Пьера Кюри на

Исчезают лимфатические центры и после мощного облучения селезенки крысы.

улице д'Ульм. Мужество не покинуло их. В тихих палатах они изучали французский язык, слушали радиопередачи, следили, как идет жизнь за стенами больницы. Сначала не было и признаков болезни. Некоторые из обреченных даже прибавили в весе. Но затаившаяся болезнь постепенно делала свое страшное дело. Ведь когда иссякает источник кровяных телец, организм может жить только за счет его запасов. Продолжительность жизни красных кровяных телец исчисляется только 4 месяцами, а с белыми дело обстоит еще хуже: они оканчивают свое существование всего за 9 дней! Вполне понятно, что в этих условиях у пострадавших от радиации наблюдается тяжелая недостаточность белых телец, так называемое белокровие, причем гораздо раньше, чем проявит себя недостаток красных телец, то есть малокровие. И именно от недостаточности белых кровяных телец, которая вскоре становится совсем полной, умирают пострадавшие от радиации.

Когда больным осталось жить два-три дня, директор медицинского атомного института профессор Жамме собрал консилиум. Было решено использовать последнее средство — прививку костного мозга. Это лечение имело своей целью замену кроветворной тканью здорового человека кроветворной ткани больного, которая, погибнув от пагубного действия радиации, совсем исчезла внутри костей.

...Уже в течение нескольких лет французский профессор Мате проводил на крысах очень важные опыты по подсадке костного мозга. Результаты были весьма обнадеживающими, а проведение подсадок оказалось не

сложным, по крайней мере на животных в условиях лаборатории. Крысы облучались так . сильно, что через несколько дней у них появлялась тяжелая недостаточность костного мозга. После этого приносили в жертву здоровых индивидуумов того же рода, экстрагируя из их костей живой мозг. Затем этот мозг, смешанный с кровяной сывороткой, вводили в кровь больной крысы. Вскоре можно было констатировать настоящее «воскресение из мертвых».

Для того чтобы применить все это к человеку, нужно было ждать, чтобы представился случай очень тяжелого поражения людей, которые были бы практически обречены на смерть и на которых можно было бы испытать новое лечение. А так как заболевание югославов было очень тяжелым, то профессора Мате и Жамме, на которых была возложена ответственность за югославских больных а госпитале имени Пьера Кюри, не колеблясь ни одной минуты, решили лечить югославов новым методом.

В применении к человеку он труден. Чтобы взять у здоровых людей мозг, требуется сделать костную пункцию. Операция эта очень болезненна, и «доноров» необходимо подвергать общей анестезии. Но четверо французов без колебаний согласились дать свой костный мозг. Их усыпили, а затем с помощью хирургического троакара (сверла) и тонкой иглы извлекли у них из бедренных костей несколько десятков миллиардов клеток, или около 300 г мозга. Эти клетки тотчас же были введены в кровь больных. Через несколько часов они обосновались внутри костей на месте мозга. У взрослого человека обычно 1 500 г кроветворной ткани, но его

33