Техника - молодёжи 1959-10, страница 26■мШт К. ЛЕОНТЬЕВ, инженер тчт Рис. 3. ЯРГИНОЙ Поезд тихо проходил мимо полустанка. Багровые лучи заходящего солнца играли сквозь просветы элеватора. Они то гасли, прикрываемые строениями, то вспыхивали с новой силой, когда ничто не заслоняло горизонта. У окна вагона стоял юноша. Он напряженно всматривался в закат и в то же время словно к чему-то прислушивался. «Так-так, так-так, так-так...» — мерно стучали колеса на стыках рельсоз. Hq почему этот звук менялся в зависимости от изменения окраски? Он явственно имел два оттенка: один, когда солнце исчезало за строениями, другой — когда красный луч, торжестзуя, вырывался из разрывов между ними. Неужели восприятия цвета и ззука связаны между собой? Неужели зрительные ощущения могут изменять слуховые и человек способен с л ы-шать краски или видеть звук? ...Прошло немного лет. И юноша, простой рабочий парень, которого взволновал случайный эпизод в дороге, сделался инженером. Он и сейчас молод: ему всего 29 лет. Но имя его широко известно в кругах специалистов. Он работает в области, которую, в сущности, сам и открыл. Эта область—«с в е т о з в у к», или, в частном случае, «с в е т о м у з ы к а». Правда, не он догадался первым, что восприятия света и зэука тесно связаны между собой. Но он нашзл законы связи между этими двумя явлениями и первый применил их для создания особого аппарата: электронного преобразователя звука я свет. Недавно Экспертный совет Комитета по делам изобретений и открытий обсудил и одобрил работу молодого специалиста — Константина Леонтьэви-ча Леонтьева. Его статью, а также высказывания представителей науки, техники и искусства, участвовавших в обсуждении, мы публикуем в журнале. признания попытка объединить музыкальные и световые средства е одном художественном произведении? Лочем> не удались другие многочисленные попытки э этом направлении? Почему в патентном (классификаторе многих стран мира имеется специальная подгруппа под названием «цветовая музыка», а самой цветовой музыки пока что не существует? Неужели чувство цвета, о котором ^Алркс писал как о «популярнейшей форме эстетического чувстза вообще», не может помогать восприятию музыки и обогащать его? Поиски ответов на все эти вопросы неизбежно должны 'Привести нас в область физиологии и психологии. В работах по психологии восприятия уже давно выделилось целое направление, изучающее большой комплекс вопросов, связанных с проблемой взаимодействия органов чувств. Именно здесь надо искать ответы на интересующие нас вопросы. НЕОБЫЧНЫЙ КОНЦЕРТ С некоторым опозданием приходится дать отчет о последнем # ' концерте оркестра Большого театра, состоявшемся в субботу, 4 февраля... Имея, однако, в виду, что концерт этот явился своего рода событием в истории русского музыкального искусстза, придержусь на этот раз мудрого правила; лучше поздно, чем никогда. Вся программа концерта была посвящена произведениям Скрябина, причем центральным местом явилось исполнение «Прометея» в полном его виде, то есть воссоединении симфонии звуковой и световой... В основе определенного сочетания ззука и света лэжит представление композитора об определенной световой окраске тех или иных тонально-стей. Исходя из этого положения, Скрябин вводит в «Прометея» так называемую световую партию, при-сем задачей световой симфонии язляэтся окрашивание сменяющихся соззучий соответствующими им, в представлении композитора, различными сзатами самых разнообразных оттзнков, различной интенсизности и скорости последовательной смены. Композитор имел при этом в виду погружение всего * зала а цвета, указанные тм в сзетозой парт**.,.» Так писал в 1917 году обозреватель «Русской музыкальной газеты» о пэр-вом светомузыкальном исполнении симфонической поэмы «.Прометей» выдающегося русского композитора Александра Николаевича Скрябина. Исполнение состоялось через два года после смерт композитора и техчиче-ски было Далеко не совершенным. В этой же заметке мы читаем: «Это была первая попытка, и в дальнейшем, надо надеяться, целый ряд уже сейчас 22 Александр Николаевич Скрябин (1672 - 1915). выяснившихся недостатков будет устранен, и постепенно в исполнении световой партии будет достигнуто возможное совершенство». Но странно — техника света, кино за последующие годы действительно добилась невиданных успехов, появилось и цветное телевидение, а случаи исполнения «Прометея» с партией света за эти годы и у нас и за рубежом можно пересчитать по пальцам. Здесь сразу возникает «множество вопросов. Почему до сих fiop не лолучила всеобщего В ПОИСКАХ ОТВЕТОВ НА «ПОЧЕМУ!» В любом виде деятельности человека <все его органы чувств работают объединенно. Эта закономерная взаимосвязь между ними выработалась в ходе многовековой эволюции человеческого организма, под влиянием совместного действия звуков, света, запахов и т. д. в результате существования этой глубокой взаимосвязи между органами чувств человека воздействие, например, на слух, безусловно, должно приводить к изменению восприимчивости зрения. Следовательно, (воздействуя на один орган чувств, возможно заметно перестраивать воспринимающие способности (другого органа чувств, (улучшая или ухудшая их. Из этой особенности работы органов чувств вытекает очень важный вывод: если мы стремимся совмещать в восприятии цвет м музыку, то необходимо иметь -в виду, что светоцветоеые изменения будут влиять на свойства слуха и, в свою очередь, музыка будет определенным образом перестраивать остроту зрения, цветовую чувствительность глаза. Это подтверждено исследованиями многих советских физиологов и психологов. Интересные результаты были получены членом^корреспондентом Академии наук СССР, заслуженным деятелем науки С. В. Кравковым. В течение многих лет проводя опыты по изучению влияния слуховых раздражений на цветовое зрение, С. в. Кравков показал, что чувствительность глаза к зелено-голубым тонам под влиянием монотонных звуков заметно повышается, а к тонам оранжевато-красным снижается. ВИДЕТЬ МУЗЫКУ-ЭТО РЕАЛЬНО! * |