Техника - молодёжи 1959-10, страница 27Было исследовано также влияние звуков различной громкости на чувствительность глаза. Оказалось, что чувствительность глаза к зеленому цвету с нарастанием громкости увеличивается, а к оранжевому —уменьшается. Имеются данные и о перестройке восприимчивости слуха под влиянием различных световых воздействий. Перестройка восприимчивости происходит благодаря вполне определенным связям между зрительным и слуховым аппаратами человека, которые осуществляются в низших отделах го-лозного мозга. Эти связи свойственны любому человеку с нормальным слухом и зрением и вовсе не являются привилегией немногих людей, обладающих цветным слухом, то есть способностью ощущать определенные цвета Ши звучании тонов различной высоты. етной слух — это лишь своеобразное отклонение от обычной формы, в которой осуществляются связи между слухом и зрением. Теперь становится понятно, почему попытки создания светомузыкальных произведений до сих пор не имели успеха, виной тому была не плохая техника света; настоящая причина заключалась в том, что при создании светомузыки не учитывались объективные закономерности, объединяющие работу зрения и слуха. Можно с уверенностью сказать: если в основе сочетания звука и света будут лежать лишь «представления композитора об определенной световой окраске тех или иных тональностей)», то такое сочетание, будучи произвольным, не будет соответствовать законам связи между слухом и зрением. Чтобы создать световую партию музыкального произведения, которая обогащала бы восприимчивость слуха, нет необходимости «писать ее специально, ставя е соответствие звукам различной высоты определенные цветовые оттенки. Надо лишь преобразовать звук в свет и цвет no законам связи между слухом и зрением, не забывая того, что цвет и звук одинаково должны служить созданию художественных образов. Можно, однако, преобразовывать звук в цвет с таким условием, чтобы воздействия на глаз через каналы взаимосвязи ухудшали бы восприимчивость уха —в результате свет будет мешать восприятию звука, будет ослаблять и отвлекать внимание. И, наоборот, согласованное воздействие света и звука на человека приведет к улучшению работы его органов чувств, усилению внимания, восприятие будет происходить при непрерывном сравнении и обогащении слуховых и зрительных ощущений. Работа звукоцветового преобразователя будет опираться на одно важное свойство слухового и зрительного каналов. Это свойство — неодинаковая Кривые изменения колбочковой чувствительности глаза под влиянием звуковых раздражений, полученные С. В. Кравковым. Ei — уровень цветовой чувствительности глаза при отсутствии слухового раздражения; Е2 — уровень цветовой чувствительности во время звука. По горизонтальной оси — длина световой волны в миллимикронах (первый график) и громкость звука в децибеллах (второй график). Г лаз и ухо работают объединенно. Связь между слухом и зрением осуще~ ствляется в низших отделах головного мозга. ховой аппарат работает гораздо «активнее». Спектроанализатор только определяет спектр исходного звукового 'колебания, а слуховой аппарат сильно изменяет его. Эти изменение происходят на всем протяжении слуховых путей — от барабанной перепонки до слухового центра мозга. Изучение изменений спектра ставит нас перед удивительным фактом: мы ощущаем такие составляющие звуковых колебаний, каких в «исходном звуке не было. Так, в слуховом аппарате человека возникают суммовые и разностные тоны, частота «колебаний которых равна сумме и разности частот исходных колебаний. Они замечаются особенно сильно тогда, когда звучат два близких по частоте звука. В это время можно ощущать дополнительный неприятный тон в виде биений. Таким образом, появление новых составляющих резко изменяет исходный спектр звуковых колебаний. Это осложняется еще и тем, что в слуховом аппарате человеке одни звуки могут ослаблять или соесем подавлять. другие при их одновременном восприятии. В акустике это явление называется маскированием звуков. Кроме того, составляющие различной высоты, имеющие одинаковую силу звучания, слышатся с разной громкостью. Если учесть, наконец, что характер этих преобразований для резных звуков неодинаков, а изменяется под влиянием силы звука, частоты колебания и его состава, «пропускная способность» этих каналов. Пользуясь термином кибернетики, можно «сказать, что количества зрительной и слуховой информация, объема сведений, получаемых человеком за одно и то же время, резко отличаются друг от друга. Отношение этих количеств информации примерно определяется отношением площадей зрительной и слуховой областей мозга, которое равно 100:1. Поэтому, если слуховую информацию перевести е зрительную, то глаз сможет распознать все звуковые оттенки, используя лишь 1% своих способностей. Сохренность зрения при этом практически останется прежней. Каким же должно быть устройство для преобразования звука в свет? Ответ на этот вопрос дает анализ работы слухового аппарата человека. ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЬ ЗВУКА В СВЕТ Известно, что любое сложное звуковое колебание можно разложить на ряд простых синусоидальных колебаний, имеющих различные частоты и амплитуды. Произведя разложение, мы получим так называемый спектр звукового колебания. Определение спектра колебания с известной точностью можно осуществить С помощью специальных приборов — спектроана-лизаторов. Если сравнивать работу слухового аппарата человека с работой спектро-днализатора, то оказывается, что слу- У о и? |