Техника - молодёжи 1959-12, страница 26

Техника - молодёжи 1959-12, страница 26

Еще в древние времена через Джунгарские ворота пролегал караванный путь из Китая в Россию. С начала XX столетия район Джунгарских ворот начинает привлекать особое внимание русских исследователей, ученых и инженеров. Знаменитый русский исследователь академик В. А. Обручев в своей работе «Ворота в Китай», написанной еще в 1915 году, отметил: «Джунгарские ворота не только удобный, но и кратчайший путь из Внутренней Азии в Восточную Европу. Если мы на карте соединим прямой линией Москву с северными провинциями Китая, то эта линия пройдет через Джунгарию вблизи ворот, и нельзя сомневаться в том, что рельсовый путь, который со временем свяжет столицы двух великих государств и соединит порты Черного и Балтийского морей с портами Китая, пройдет именно через Джунгарские ворота».

В 1954 году, когда между правительствами СССР и КНР было заключено соглашение о строительстве железнодорожной линии Алма-Ата—Ланьчжоу, советские инженеры провели исследование еще целого ряда возможных вариантов пути. Из всех вариантов были особенно тщательно рассмотрены три: Сайрам-Нурский, Кульджинский и Джунгарский.

Сравнение таких показателей, как длина пути, строительные затраты, наличие сложных инженерных сооружений — мостов, виадуков, тоннелей, — высота перевалов, и других показало, что наиболее выгодным является Джунгарский вариант.

Но природа, создав естественный проход между горными хребтами, оставила ряд других серьезных препятствий. На пути изыскателей легла безводная полупустыня Сары-Кум (желтые пески). Барханы, поросшие верблюжьей колючкой, кустарник «кок-пек», редкий саксаул, жгучее солнце и ни капли воды. Лишь далеко на юге в знойном мареве синеют горы. От отметки «210-й км» до самой государственной границы тянутся Джунгарские ворота. Расстояние между хребтами колеблется здесь от 80 до 18 км. Расположение хребтов напоминает очертания аэродинамической трубы: широкий раструб, узкое горло и снова раструб. Достаточно возникнуть небольшой разнице в давлениях на Балхаш-Ала-кульской впадине и 8 пустынях Джунгарии, как огромные массы воздуха приходят в движение. Воздушные потоки, сжатые этой трубой, достигают огромных скоростей: недаром этот район назван академиком Обручевым «районом необычайных бурь». Метеорологические станции, основанные там три года назад, отмечали скорость ветра 40—45 м/сек, а отдельные порывы до 60 м/сек. Таким ветрам могут «позавидовать» японский тайфун и ветры Антарктиды.

Поверхность земли здесь словно выглажена ураганами, пылевые частицы и песок вынесены ветром, все покрыто слоем выжженной солнцем щебенки. Воды нет. Лишь небольшой участок линии от 126-го до 210-го км расположен в обжитом районе: здесь горные реки Тентек (Бешеный) и Джаманты дают воду для орошения.

В таких условиях пройдет трасса будущей магистрали.

Перед изыскателями-проектировщиками возник ряд вопросов. Как закрепить земляное полотно в зоне пустыни? Ведь насыпи, построенные из мелкого песка, разнесет первым же

КАМЫШОВАЯ ФАШИНА

ветром. Как обеспечить водой станции и поселки? Какой тип построек принять в зоне штормовых ветров? Как сократить до минимума штат работников станций? Наконец, возможно ли вообще движение поездов при таких сильных ветрах?

Проделав ряд расчетов и опытов, проектировщики убедились, что галька и щебенка размером более 5—10 мм уже не передвигаются силой ветра. В местах наиболее интенсивных ветров были созданы экспериментальные участии насыпи, отрыты выемки нормального профиля; по откосам и бровкам установили рейки с делениями, нарезанными пилой — карандаш или краска были бы стерты в первую же бурю. Наблюдения продолжались два года. За это время все мелкие частицы с откосов были вынесены ветром, а крупные дождь и ветер сбили в плотную корку, которая как панцирь покрыла земляное полотно. На участках сыпучих песков проектировщики решили исПЬльзовать гравий и камыш. Гравием обсыпаются откосы и верх основной площадки земляного полотна, а камышовые фашины, уложенные по бровкам, противодействуют выдуванию частиц в зоне завихрений.

Трудной, почти неразрешимой на первый взгляд казалась проблема водоснабжения поселков. Началось тщательное изучение геологии Балхаш-Алакульской впадины. Оказалось, что вся эта впадина сложена в основном наносными отложениями рек, существовавших в далекие геологические времена. Фильтрация этих грунтов велика, поэтому все реки и ручьи, сбегающие с горных хребтов, теряются вблизи гор. Но ведь цепь озер Сасык-Куль, Ала-Куль и Джаланаш-Куль не мелеет, несмотря на интенсивное испарение. Значит, они питаются подземными потоками, значит, ручьи и речки по старым руслам, погребенным под многометровыми слоями песка и лесса, доходят до озер. Надо было найти потоки, проследить их путь и использовать эти природные водопроводы с их великолепными фильтрами.

Эту задачу решили геофизики, применив метод электроразведки. Каждая порода в определенных условиях имеет

Породы, насыщенные соленой водой, имеют очень малое сопротивление, насыщенные пресной водой — большее, скальные породы — очень большое. Методы электроразведки позволяют определять глубину залегания отдельных слоев в общей толще исследуемого массива. При прохождении тока в сплошном грунте из точки А в точку В на поверхности земли возникают потенциалы, измеряемые между точками М и N прибором Г

(с лев а). Если на пути тока встретится пласт породы с небольшим сопротивлением, пути электрического тока будут концентрироваться в этом пласте и потенциалы на поверхности изменятся (справа). Определяя с помощью точных приборов распределение потенциалов на поверхности земли, можно судить о характере и глубине залегания исследуемых пластов.