Техника - молодёжи 1960-04, страница 19

Техника - молодёжи 1960-04, страница 19

но погружено во мрак, а другоа непрерывно освещается н нагревается Солнцем. В результате — огромная разница температур между освещенным и неосвещенным полушариями. В этом случае мы должны представлять себе поверхность Венеры безжизненной пустыней, где ураганные ветры вздымают тучи мелкой пыли, постоянно заполняющей ее атмосферу.

Весьма серьезным является вопрос о наклоне оси вращения Венеры к плоскости ее орбиты. Ведь следствием этого наклона являются времена года на планете. Если ось вращения планеты перпендикулярна к плоскости ее орбиты, то смены времен года на планете не будет вовсе. Иа ней сохранятся только климатические пояса, в каждом из которых все время будет одно и то же время года. Поскольку на поверхности Венеры не видно постоянных и резко выраженных подробностей, определить наклон ее оси очень трудно. Поэтому и до сих пор нет твердой уверенности в величине этого наклона.

Спектр Венеры изучался многими астрономами. Их исследования показали, что количество кислорода в ее етмосфоро, расположенной выше облачного слоя, ие может превышать 0,001 количества кислорода во всей атмосфере Земли. Водяной пар в этом слое не был обнаружен.

Исследования Венеры с помощью светофильтров говорят о том, что ее атмосфера должна состоять из двух слоев. Верхний слой — тонкий и разреженный. Глубина нижнего слоя энечитель-но больше. Этот слой имеет желтоватый цвет.

>

Серпы Венеры (по фотографиям в ультрафиолетовых лучах).

В 1932 году астрономы В. С. Адаме и Т. Движем из обсерватории Меунт-Виль-сон (США) открыли е спектре Венеры широкие полосы, принадлежащие углекислому газу. Оказалось, что а атмосфере над облаками Венеры находится большое количество углекислого газе. Можно было полететь, что под облачным слоем, то есть непосредственно на поверхности планеты, существуют и кислород и водяные лары.

Американский астроном Р. Вильдт выдвинул предположение, что облака Венеры состоят не из еодяных паров, а из кристалликов формальдегида, продстевляющого собой химическое соединение углекислого геза и водяных паров (СОа + На-СНа+20). Однако при образовании формальдегиде должен выделяться свободный кислород. Непонятно, почему спектроскоп его не обнаруживает. Р. Вильдт считеет, что этот свободный кислород должен каким-то образом удаляться из атмосферы Венеры. Образование формальдегида происходит до тех пор, пока пополняются запасы воды. Чистый газообразный формальдегид бесцветен,

На схеме: слава — вращающееся небесное тало; справа — сю спектр (в центра) и контрольные спектры (по краям). Схема покалывает, как илме-ряется скорость вращения небесных тел. Поскольку свет, попадающий в верхнюю часть спектра, идет от удаляющейся точки тела, а свет, попадающий в нижнюю часть, — от приближающейся, аффект Допплера вылывает смещение соответствующих линий поглощения (черная линия) сравнительно с контрольными.

однако небольшие примеси воды вызывают в нем образование мощных блестящих облаков. Эти облака, по мнению Р. Вильдта, и плавают е атмосфере Венеры, закрывая от нес ее поверхность.

Из ряда веских соображений, которых приводить мы не будем, астрономы отрицали на Венере наличие воды.

Все это вместе рисовало печальную картину, характеризовало Венеру кек в высшей степени унылую, по всей видимости, безжизненную планету.

Открытия последних лет, однако, заставили пересмотреть эту точку зрения.

ПЕРВЫЕ НЕОЖИДАННОСТИ

В се нечелось с того, что, кек выяснилось, между двумя полушариями Венеры вовсе нет такой большой разницы температур, как предполагали раньше. До последнего времени большинство естрономов считало, что температура поверхности планеты весьма высока и достигает +60°, +80°, е то и +100°. Однако такое мнение не имело достаточных оснований. Нельзя, например, считеть, что если пленета ближе к Солнцу, то и температура ее поверхности под облачным и атмосферным слоем выше. Это было бы превиль-иым лишь в том случае, если бы обе одинаковые по размерам планеты обладали одинаково отражающими и поглощающими свет и тепло поверхностями, одинаковой плотностью атмосферы и одинаковым химическим составом. При этом е атмосферах планет должно быть одинаковое количество водяного пара, и облачный покров их также должен быть одинаковым. Поскольку мы имеем лишь очень смутное представление о невидимой поверхности Венеры и о состеее нижних слоев ее атмосферы, мы можем лишь весьма приблизительно оценить температуру ее поверхности.

Первые более или менее точные радиометрические измерения Венеры показали, что темперетура поверхности на ее дневной стороне достигает максимум 4-40°, +50Х, а на ночной спускается только до —23°С. Таким образом, колебания температуры от дня к ночи иа Венере не велики. Это говорит о том, что она не может быть всегда обращенной к Солнцу одним и том же полушерием. Ведь в этом слу-чее разность температур была бы значительно большей.

Попытку определить темперетуру по

верхности Венеры, основываясь на так называемом «тепличном эффекте» ее атмосферы, то есть эффекте, вызываемом отражательной способностью и структурой ее

облаков и некоторыми другими факторами, предпринял английский астроном В. А. Фирсое. Он пришел к выводу, что температура поверхности Венеры порядка +11°С. Если учесть, что темперетура поверхности нашей планеты состееляет +14 С, зто зиечит, что Венера во многом является подлинным «двойником Земли».

Трудно сейчес скезать, насколько верны заключения В. А. Фирсова. Однако вследствие того, что ему приходится пользоваться некоторыми довольно произвольными допущениями, можно думать, что его выводы о температуре поверхности Венеры все же не яелйются достоверными.

Из всех имеющихся наблюдений можно сделеть вывод, что сутки иа Венере не ревны периоду оборота ее вокруг Солнца, то есть году, а значительно более коротки.

В 1956 году Дж. Краус из Огайского университете обнаружил, что интенсивность мощного теплового радиоизлучения Венеры иа волне 11 метров меняется с периодом в 13 суток. Каждые

13 суток радиотелескоп «эесекал»

14 раз одно и то же 11-метровое излучение. Складывалось впечатление, что удалось нащупать какую-то постоянную точку иа поверхности Венеры. Но тогда периодичность возвращения этой точки могла означать одно: 13 земных суток равнялись 14 воие-рианским суткам. Можно было определить период оборота Венеры вокруг своей оси. Не основании этих наблюдений он оказывался равным примерно 22 чесам 17 минутам.

Схема илмерения интенсивности теплового иллучения в равных точках серпа планеты с помощью термопары.