Техника - молодёжи 1960-07, страница 4

Техника - молодёжи 1960-07, страница 4

У

Чело..н старается окружить с.бА ..щами не только полез-ними, но и красивыми. Зствтичвсков чувство так же глубоко коренится в природе человека, как и потребность в трудв.

Когда-то. в стародавние, дореволюционные времена, исиус-ство было достоянием главным образом привилегированных илассов. У трудового люда ив было ни досуга, ни материальны* средств утолить в должной мвре свою ествстввниую жажду првирасного. Нына у советских граждан повсвмвстно с оиращается рабочий день. Увеличивавтся свободное время, люди чаще наслаждаются произведениями иснусстаа. Красота больше оиружает чвловвна. Он видит вв в архитвнтуре и росписи зданий, в деноративиых унрашвниях париов и во внешнем виде автомобиля, в одежде и в художественной рас-ирасив посуды, тиаивй, иовров...

Все более властно и широко проиинавт красота и на производство — ив тольио в произведения труда, но и в самую его обстановку.

Мы пригласили художников и инжвнвров, ученых и студентов высказаться по вопросу, который свйчас интересует многих, — о нрасоте труда. Публинуем эти высказывания. Они разных сторон подходят и проблеме.

- СКУЧЕН БЫЛ БЫ МИР, ЕСЛИ БЫ ЕГО ОБЕСЦВЕТИЛИ,—говорят М. Ла-дур, заслуженный деятель искусств РСФСР.

Мы живем н воспринимаем цвет так же естественно, как воздух, почти не замечая его. История дала нам кудесников цвет& и света в живописи: Рембрандта. Веласкеза, французски?. импрессионистов. Дионисия. Рублева, Сурикова. Врубеля. Цвет вошел в кинематографию и фотографию. Цвет является одной из главных составных частей архитектуры. Не говорю уже о декоративном искусстве, где большая часть жанров немыслима без цвета.

Наш глаз очень требовательно относится к цвету, его напряженности и чистоте, его силе и мягкости. Он остро реагирует па цветовые сочетания, на отношения одного цвета к другому. Передавая свое «личное отношение» к цвету в мозг, наш глаз старается как можно «объективнее» сообщить, ч"6 за цветовое явление перед ним: гармоничное ли сочепн «с двух, трех, десяти цветов, или вульгарное, тяжелое сочетание^. И мозг, воспринимая вту «цветовую пищу», без-услог.но, * не остается равнодушным к окружающей среде. Мохсно * обкормить» цветом наше восприятие, и тогда человек быстро устанет. Можно «недодать» цвета, и в этом случае человек также устает, хотя в меньшей степени.

Следовательно, как и во всем, что нас окружает, мера в цвете, культура в подборе сочетаний, то есть в создании цветовой гармонии, имеет для нас огромное, хотя и не совсем осознанное, значенне. Приведу несколько примеров

КРАСОТА

При разработке проекта художественного оформленкя выступления спортсменов ВЦСПС на Всесоюзном параде физкультурников пришлось столкнуться со следующим явлением: 12 тысяч спортсменов, выполняя различные упражнения на зеленом поле стадиона, были одеты по группам в цветные майки; каждая группа имела свой цвет и свою задачу. Выступление шло под музыку финала Пятой симфонии П. И. Чайковского — яркую, солнечную и звенящую в своем жизнеутверждающем мажоре. Большинство наших цветов «выдержали» эту музыку: зритель и слушатель ощущали зрелище в одном музыкально-цветовом ключе. На месте были также ритм и характер упражнений. А вот с синим цветом вышел казус. Когда 4 тысячи девушек в ярко-спиих (васильковых) купальниках попали на зеленое поле стадиона и делали упражнения без музыки под счет, с этим цветом можно было мириться. Но как только музыка в ликовании поднималась над стадионом, цвет «умирал» на глазах, в нем не хватало напряженности и. я бы сказал, яростной радости. И если красная, оранжевая, желтая группы цветов в силу своей «огненностн» звучали-без дополнительных средств воздействия, то синяя, лиловая, голубая, то есть «холодная» группа, для того чтобы подняться до колорита музыкального образа, нуждалась в каких-то «возбуждающих» средствах.

Они были потом найдены. Мы заставили активно, «горячо» звучать и холодные цвета. Продела\и это довольно просто. Четыре тысячи костюмов были окрашены в четыре синих тона — от ярко-синего до сине-лиловатого. Костюмы раздали без всякой системы, и совершилось «чудо»: на поле в общей массе синий цвет затрепетал в своих оттенках, сразу ожил и встал в один ряд со своими «горячими собратьями»

Или вот еще любопытные примеры. В двух одинаковых помещениях с одной и той же температурой (15°) стены были выкрашены в одном случае в оранжевый цвет, в другом — в синий. В синей комнате казалось прохладно, а в оранжевой холод не ощущался. Другой пример. Вы можете проделать сами такой опыт: возьмите два одинаковых ящика с абсолютно одинаковым весом, но окрасьте один из них в черный, а другой в белый цвет Девять человек из десяти скажут, что белый ящик легче. Из этих свойств цвета нетрудно сделать уже и практические выводы.

Цвет, безусловно, обладает свойством влиять на ощущения, повышать или понижать работоспособность человека. доставлять радость или угнетать, утомлять своей агрессивностью или глухой мрачностью, а то н безвольным, «слюнявым» тоном. Поэтому при разумном использовании он может быть мощным оружием в нашем арсенале не только в быту, в отдыхе, на улице, но и в труде, в цехе, лаборатории, рабочем кабинете. Всюду цвет и свет могут быть или помощниками, или злейшими врагами, приносящими невидимый и неучитываемый у нас вред, уносящий миллиарды рублей и целую реку напрасно растрачиваемой энергии. Среда, в которой проходит труд каждого человека на производстве, не безразлична, она — составная часть производительности труда и его качества.

Разумная окраска оборудования цеха и правильная его освещенность существенно снижают утомляемость рабочего и значительно повышают производительность его труда при той же затрате энергии. По зарубежным данным, которые подтверждены и нашей практикой, при умелом использовании этих факторов производительность труда повышается на 15—17 V а в отдельных случаях до 25%. Есть над чем задуматься Госплану н нашим совнархозам.

2