Техника - молодёжи 1960-12, страница 33Усач этот, видимо, иа такой уж простак, и желание во что бы то ни стало отыграться охватило мастера с огромной силой. — Сдаюсь,—сквозь зубы произнес мастер и, распустив галстук, попросил болельщиков осадить назад. Потом предложил противнику: — Хотите две партии подряд с результатом два—ноль не в вашу пользу? — Две партии, извольте, а результат — посмотрим, — благодушно ответил тот и тоже подался назад, чтобы оттеснить болельщиков, головы которых нависли над плечами, словно связки воздушных шаров. Мастер начал игру в стремительном темпе. Через несколько ходов он уже спросил противника: — Сдаетесь? — Мне моя специальность не позволяет, — ответил противник. — Какая же у вас специальность? — полюбопытствовал мастер, бросая в атаку коня. — Математик, — произнес противник спокойно и нейтрализовал грядущие неприятности движением пешки. — Не думаю, чтобы эта специальность спасла вас, — продолжил мастер и сиял пешку слоном. Но не прошло и двадцати минут, как математик, разгромив пешечное заграждение короля, вторгся ферзем на последнюю горизонталь. И эта партия была проиграна мастером. — Вы чародей, — смущенно пожал плечами мастер, торопливо расставляя фигуры. Втайне он уже пожалел, что так нескромно петушился в начале игры. Следующую партию мастер играл осторожно, без болтовни, все время анализируя. Действительно, в манере усача ощущается лаконичная математика, но полностью отсутствует композиционная стройность. Он часто жертвует красотой комбинации ради кратчайшей атаки. Атаку начинает сразу же после развертывания основных сил. И последнюю партию проиграл мастер. Математик раздавил его сопротивление так же уверенно, как тяжелый грузовик давит велосипед, влажной ладонью мастер пожал ему руку, и молодежь вокруг шумно зааплодировала. Особенно веселились любители, проигравшие свои партии мастеру. Выбравшись из толпы, противники пошли по аллее парка. — Устал смертельно, — попробовал оправдаться мастер. — Возможно, — согласился математик, — только скажу без лишних слов: за последние пять лет я еще никому не проиграл. — Ну, это вы, пожалуй... того,—усомнился мастер,— таких игроков не бывает. — Глядите и удивляйтесь! Я первый, — шутливо вскинул голову математик. Под ярким светом прожектора у ворот парка мастер рассмотрел его подробней. На коротковатых ножках, с большой стриженой головой, вооруженной выпуклыми очками, он походил на марсианина, придуманного писателями. Только усы у него были чисто земные, если они, конечно, не бутафорские. ИНЖЕНЕРЫ ОБСУЖДАЮТ РАССКА ной партии отражает борьбу идей, связанных с осуществлением планов сражающихся сторон. Факторы, влияющие на оценку позиции, столь многообразны, что решение шахматиста выбрать тот или иной ход зависит от глубины его проникновения в тайны позиции, от творческой анергии в проведении плана. Шахматы — не механическое передвижение фигур, подчиненное определенным законам, а глубоко человечная игра. Сущность шахмат ближе к искусству, чем к научной проблеме, их содержание нельзя исчерпать готовыми схемами. Как из гаммы звуков возникают бесчисленные музыкальные образы, так неисчерпаемо богатство комбинаций, зарождающихся на 64 клетках шахматной доски. Шахматы притягательны своим творческим содержанием. Применяя аналогию, могу сказать, что утверждение автора рассказа о превосходстве шахматного автомата над человеческим мозгом означает для меня то же, что для музыканта мысль о превосходстве возможной машинной музыки над бессмертными творениями Бетховена, Чайковского, Верди. Ольга КАЦКОВА, научный сотрудник Вычислительного центра АН СССР, чемпионка Москвы по шахматам БЕЗ ЦЕЙТНОТА И ПРОСЧЕТОВ О оставить программу для игры в шахматы на влектронной машине, бе-зусловно. очень трудно. Нельзя ограничиться простым расчетом всех возможных вариантов. Ведь если на доске у каждого из играющих будет только по королю и ладье, то и тогда машине, делающей 10 тысяч операций в секунду, для расчета всех вариантов на 10 ходов вперед... понадобятся сотни триллионов лет! Человек при игре в шахматы совсем не рассматривает все возможные ходы и УМ ответы. Значит, и машину нужно «научить» играть более квалифицированно, отбрасывая лишние варианты. Она должна уметь определять «главный участок» борьбы, учитывая в то же время возможности, возникающие в ходе игры и на других участках шахматной доски. Кроме того, рассматриваемые варианты шахматист почти всегда считает не до мата, а до какой-то позиции, которая его удовлетворяет. Значит, и машину нужно «научить» оценивать получающиеся при расчете позиции. Нужно задать ей правила, по которым она будет отбрасывать бесполезные ходы. Но вот сформулировать вти правила совсем нелегко — ведь даже квалифицированные шахматисты часто ошибаются при оценке позиций. Задача математиков и шахматистов в первую очередь в том и заключается, чтобы найти все такие правила. До сих пор никто серьезно втим не занимался. Но я не сомневаюсь, что, если математики и шахматисты объединят свои силы, машины смогут хорошо играть в шахматы. Кроме того, нельзя забывать, что возможности влектронных 29 |