Техника - молодёжи 1960-12, страница 35

Техника - молодёжи 1960-12, страница 35

Однажды мастер побывал в Москва и совершенно случайно забрел в Политехнический музей. В углу одного из залов он увидел знакомую шахматную доску. Надпись на тумбочке скромно гласила: «Тренировочная доска для шахматной игры С. И. Дроздова».

Мастер даже присел около доски от неожиданности и быстро схватил книжку-инструкцию. Она была написана бойким, живым языком и с полемическим задором. Прямо на первой странице значилось: «Даже мысли произведений художественной литературы могут быть выражены с помощью алгебры. К примеру возьмем фразу: «Шахматист, как и солдат, должен иметь находчивость и сообразительность». Все зто гораздо короче можно выразить формулой: а в + х + У» Более сложные и тонкие мысли выражаются соответственно сложнее и тоньше».

— Аха-ха-ха-ха! — разразился громким смехом мастер. — Ну и намудрил Сергей Иванович!

Далее шла область малопонятная... «Электронная само-играющая шахматная доска представляет автомат, разработанный для узкоспециальной цели — шахматной игры...»

«...Вся аппаратура помещается под панелью доски и питается от малогабаритных батарей».

«...Все шестьдесят четыре клетки доски имеют контуры, настроенные на одинаковую частоту, которая может быть увеличена при постановке на нее фигуры одного цвета или уменьшена при постановке фигуры другого цвета. Пешка, конь, слон, ладья, ферзь и король имеют в основании различные количества меди (белые) или магнетита (черные)».

— Черт побери! — громко удивился мастер и еще раз рассмеялся. Напряжение, накопившееся за последние месяцы, разряжалось.

— Потише, товарищ,—предупредил его голос за спиной.

Мастер оглянулся: молодой зкскурсовод поправлял очки

на носу, похожем на злектрический паяльник. — Вам, вероятно, неясно что-нибудь?

— Да, электроника вот не совсем ясна.

— А что именно? Попробую разъяснить.

— Я видал однажды машину для шахматной игры, но та была величиной с комнату... А зта вся спрятана под доской.

— Согласен. Такая машина работала иа обычных радиодеталях. А зта вся скомпонована на базе самой миниатюрной радиотехники. Но представляет из себя ту же счетно-решающую шахматную машину, с таким же количеством элементов...

— Ну хорошо. Допустим, это та же машина. Как можно сложную психику человека-шахматиста заменить электроникой? Когда я смотрю на доску, передо мной возникают десятки возможных вариантов. А все это зависит еще и от следующего хода противника.

— Понимаете, — улыбнулся молодой человек, — все это, даже самое сложное человеческое, можно разложить на простейшие последовательные операции. А полупроводники за короткий отрезок времени пробуют десятки, тысячи вариантов. И изберут при данной ситуации лучший.

— Как игрок, я могу снять фигуру, но могу и не снимать ее.

— То есть вы можете рискнуть или не рискнуть, — осторожно вставил фразу экскурсовод, — автомат такого риска не допускает. Он играет наверняка.

Молодой человек открыл принципиальную схему автомата и стал водить пальцем по высокому столбцу длинных уравнений. Мастер задумался, прищурил правый глаз и постарался поскорее распрощаться.

По Москве он шел, широко улыбаясь, и нахмурился лишь в поезде, когда .в голову прйшло: каким же образом Дроздов узнавал, какой фигурой и куда следует ходить?

Позвонил он ему на другой день утром. Сергей Иванович долго смеялся, услышав о том, что разоблачен, и, наконец, ответил на вопрос:

— Это тан примитивно, что даже и говорить совестно... Все клетки доски пронумерованы, а в том месте тумбочки, где я упирался коленом, выскакивает маленький штифт — электромагнит. Толкнет он меня три раза и четыре, а после паузы—четыре и шесть раз, я знаю, что коня, который стоит на тридцать четвертой клетке, надо переставить на сорок шестую.

— И все? — удивился гроссмейстер.

— Абсолютно! — рассмеялся Дроздов. — Конечно, в последней разработке этого убожества нет. Игроку, который тренируется, нет нужды скрывать тайну изобретения. Нужные клетки освещаются мягким светом изнутри сквозь прозрачную пластмассу шахматной доски. И все видят, какой ход правильный.

(К статье „Ожившие камни11)

лаборатория м стоя

Точна Кюри

При температуре около 750 С (так называемая «точка Кюри») железо теряет свои магнитные свойства — перестает намагничиваться и притягиваться магнитом.

Если поместить около сильного, расположенного горизонтально магнита иголку с вдетой в нее ниткой, то она, натянув нитку, повиснет в воздухе, не доходя до магнита на несколько миллиметров. Но стоит

А

вам поднести пламя горящей свечи под иголку, как она по мере нагревания начнет опускаться. Магнитные силы, удерживавшие ее в горизонтальном положении, постепенно ослабевают, и когда иголка нагреется до критической для железа температуры — упадет на стол.

Основываясь на том, что железо теряет магнитные свойства при нагревании, можно сделать «магнитный маятник». На двух

ТГ

тонких медных проволочках укрепите иголку. Нужно добиться, чтобы проволочки свободно могли качаться на оси — тонком гвозде, расположенном горизонтально. Когда иголка приближается к магниту, она должна попадать в пламя свечи. Как только вто произойдет, иголка нагреется и, потеряв магнитные свойства, сразу же опустится в вертикальное положение под действием силы тяжести. Охладившись, она снова притянется к магниту, и так далее. Для того чтобы опыт прошел успешно, нужно добиться правильного расположения магнита, свечи и маятника.

Очень наглядный опыт можно продемонстрировать, изготовив магнитную вертушку.

Возьмите небольшую пробку, воткните в нее по окружности восемь булавок, расположив их с небольшим наклоном вниз и на равном расстоянии друг от друга. Проткните пробку иглой так, чтобы ее концы выходили из пробки с торцовых сторон. На концах двух медных проволочек сделайте петельки и наденьте их на торчащие концы иголки. Проволочки

укрепите на вертикальной стойке. Острый конец иголки поставьте на положенную на ка-кую-нибудь подставку монету.

Вертушка должна легко вращаться, не сдвигаясь с места, если к ней поднести магнит.

Магнит надо расположить по отношению к булавкам несколько косо. Этого лучше всего добиться на практике, передвигая магнит по отношению к булавкам. Под ту булавку, которая в данный момент стремится к магниту (булавки не должны касаться магнита), подставьте горящую свечу. Как только булавка нагреется, она сразу потеряет свойство притягиваться к магниту, и к нему устремятся соседние булавки. Рывок может быть настолько сильным, что пара булавок может проскочить мимо магнита, и какая-то, может быть третья, остановится около него, угодив в пламя свечи. Несколько мгновений — и она, нагревшись, уступит свое место следующей булавке. Вертушка будет вращаться рывками, так как требуется некоторое время на нагревание очередной булавки.

Намагничивание магнитным полем Земли

Возьмите стержень из не очень мягкого железа длиною около 70—80 см и диаметром около 2 см. Ориентируясь по самодельному компасу (намагниченная иголка, висящая на нитке), расположите стержень в направлении с севера на юг. Придайте стержню наклон к горизонту примерно в 60° (для средних широт).

Затем ударьте несколько раз в конец стержня деревянным молотком или поленом. Удары должны быть направлены вдоль стержня. Стержень намагнитится. Чтобы в втом убедиться, подносите его концы к самодельному компасу. Поменяв местами концы стержня, можно его перемагнитить.

Удары по стержню помогают ориентации влементарных магнитиков железа в магнитном поле Земли.

31