Техника - молодёжи 1961-01, страница 11

Техника - молодёжи 1961-01, страница 11

Академик Тодор ПАВЛОВ, крупный болгарский ученый-философ, президент Болгарской Академии наук, иностранный член Академии наук СССР с 1947 года.

НОВАЯ ЭРА В РАЗВИТИИ НАУКИ И ТЕХНИКИ

ХЛтШСВ /Болгария

О сновной проблемой человечества, над которой необходимо работать, является прежде всего проблема не только перевоспитания, но и дальнейшего общественного и природного развития, дальнейшего дооформления человека как общественного и природного существа. В связи с этим я убежден, что самым значительным завоеванием человеческой мысли за последние два века и в особенности со времени Ленина и Великой Октябрьской социалистической революции является создание и дальнейшее творческое развитие марксизма-ленинизма как науки о человеческом обществе и о самом человеке, рассматриваемом прежде всего в качестве общественного существа, но в то же время и в качестве организма особого вида, самого высшего среди всех известных нам организмов.

Ясно, что человек еще не закончил своей эволюции и что ему еще предстоит изменяться, преобразовываться и развиваться в условиях постепенного построения и окончательного установления высшего, коммунистического общества — самого прекрасного из всех идеалов человечества. Это, так сказать, общественная сторона вопроса. Но он имеет и другую, не менее важную и интересную сторону.

Нет ни малейшего сомнения в том, что советская наука и техника все больше оказываются в состоянии создать, например, такую кибернетическую машину, которая напоминала бы во многих отношениях человеческий организм. Посланная в ракете или космическом корабле на Луну или на какую-нибудь другую планету, она могла бы выйти из ракеты или корабля и, двигаясь по поверхности Луны или какой-нибудь другой планеты, собирать информацию всевозможного характера: технического, физического, физико-химического, химического и т. д. — и передавать ее на Землю. Подобные кибернетические машины являются не чем иным, как своеобразным продолжением некоторых функций человеческого мозга. Они увеличивают в огромной степени возможности восприятия вещей и воздействия на них, что в несравненно меньшей степени делают обычные приборы (инструменты), являющиеся продолжением тех или иных органов человека.

Эта задача, которая будет одним из

самых крупных научных технических завоеваний наших дней и близкого будущего, усложняется и получает новые аспекты в связи с теоретически намечающейся уже возможностью построения космического корабля, который двигался бы в межзвездном пространстве со скоростями не равными, но приближающимися к скорости света.

Мы должны помнить, что земные организмы, в том числе и организм человека, являются закономерным продуктом развития, продолжавшегося в течение миллиардов и миллионов лет. Человек, в особенности в качестве общественного существа, приспособлялся к земным условиям, но в" то же время он приспособлял их к своей собственной природе. Социалистический и коммунистический общественный строй отличается тем, что он дает возможность человеку развить далее эту характерную для него способность и самому все более изменяться, преобразовываться так, как это не происходит стихийно с другими организмами в условиях нашей планеты.

Но будем рассуждать далее. Я уже говорил, что человек может строить космические ракеты и корабли, электронно-кибернетические и другие машины. В сравнительно недалеком будущем он сможет получать точные, непосредственные, достаточно полные сведения о Луне, планетах и звездах. Появляется возможность, попросту говоря, видеть, слышать, осязать объекты, находящиеся на чрезвычайно далеком расстоянии от нас, если угодно, на протяжении всей галактической системы. Тут, однако, возникает чрезвычайно важный вопрос: что произойдет с земной природой человека как организма и как общественного существа?

Я уже сказал, что, изменяя окружающую природу, человек тем самым, как это говорил еще Маркс, изменяет и свою собственную природу, А когда человек в той или иной форме и степени будет в состоянии изменять космическую природу, не придется ли ему изменять в той или иной форме и степени также и свою теперешнюю земную природу? Или, другими словами, не придется ли человеку постепенно различными путями и средствами начать, не переставая быть земным существом, изменять свою собственную природу для того, чтобы превратиться и в космическое существо? И не ясно ли, что именно тогда мы могли бы сказать, что человек действительно всецело овладел космосом?

Это значит, что нам предстоит решать ряд вопросов биохимии, биофизики, физиологии, морфологии и биологии в условиях постепенного проникновения человека в космос в качестве его покорителя и преобразователя.

Задача исключительно сложна и трудна, но в то же время чрезвычайно привлекательна и величественна. Так или иначе она завоюет научную мысль человека. Но даже если мы сможем посылать аппаратуру на Луну, планеты и звезды, чтобы собирать сведения о том, что существует и происходит там, то этим вопрос о полном овладении космосом все еще не мог бы считаться решенным.

А когда космическая биология и Другие новые космические науки разовьются в нужной степени и, следовательно, когда человек, овладевая кос

мосом, научится постепенно изменять также и свою собственную природу, тогда познание и само сознание человека будут развиваться по-новому, приобретут новые формы и новое значение, о которых мы в настоящее врем* даже приблизительно не можем иметь представления. Это значит, что и психологии, как частной науке о человеческом сознании, и гносеологии, как философской науке об отношении между общественным и природным бытием и человеческим сознанием, неизбежно придется заняться разработкой ряда новых проблем, которые сейчас еще не стоят перед нами, хотя они в известной степени и очерчиваются, в особенности в области диалектико-материалистической физиологии и психологии, а также и в учении об общественной жизни и сознании людей.

Мир будущего, в том числе и человека будущего, я представляю себе не как отрицание нашего теперешнего мира и теперешнего человека, а как их дальнейшее многостороннее развитие в условиях коммунизма. Оно даст людям новые возможности, новые силы и поставит перед ними новые, неизвестные нам теперь и часто даже трудновообразимые задачи.

Движение науки вообще, философии, естественных наук и техники начало уже в наши дни развиваться такими темпами, что все, о чем некогда мечтали самые смелые умы человечества, окажется бледным по сравнению с тем, что в действительности осуществится в результате дальнейшего развития науки, в том числе биологии, физиологии, социологии, психологии и философии, рассматриваемой в качестве ленинского тождества гносеологии, логики и диалектики.

Нельзя думать обо всем этом без глубокого волнения. Но в то же время нельзя не испытывать глубокой радости и удовлетворения оттого, что именно социализм и коммунизм не только требуют, но и обеспечивают и делают неизбежным это беспрецедентное будущее развитие как нашего общества, так и жизни в космических масштабах, то есть жизни космически-земного существа — человека. И человек действительно, а не только в мечтах и сновидениях, все в большей степени получает необходимые условия и возможности превращения в истинного вла~ стели на всей вселенной, всей природы, всех объективно реальных вещей и явлений и самого своего социального, биологического и мыслящего сущестаа.

Счастлива советская молодежь: она живет уже в условиях постепенно строящегося коммунизма, под умелым и строго научным руководством ленинской Коммунистической партии Советского Союза во главе с прекрасным марксистом-ленинцем Н. С. Хрущевым. Счастлива и наша молодежь в Народной Республике Болгарии, что она может идти по пути советской молодежи и в то же время пытаться ставить и разрешать научные, технические и общественные вопросы в полном согласии с общими закономерностями социалистической революции, социалистического и коммунистического строительства, учитывая и конкретные, специфические условия нашей свободной, истинно демократической, миролюбивой и героической i страны.