Техника - молодёжи 1961-02, страница 30

Техника - молодёжи 1961-02, страница 30
НАШ ОБЗОР

Отвел ведет наш корреспондент ШИЛ НШТНИНЛ

...Человек попал в беду...

Вот ои лежит бездыханный. Что же делать? Вернуть его к жизни может только аппарат для искусственного дыхания. Вот он. Спасатель, поднеся аппарат ко рту пострадавшего, сам приникает губами к противоположному отверстию, делает несколько глубоких вдохов... И его дыханием пострадавший человек спасен.

Если же сам больной все-таки не может дышать, ему надевают «панцирные легкие». Теперь ои дышит, потому что в панцире, плотно облегающем его грудь, создается переменное давление. Грудь то сжимается, то расширяется, в легкие входит i. выходит воздух.

Что-то произошло с головой- Обнаружить повреждения тканей за плотной стеикой черепа помогут электрические измерения. Электроды приставляются к голове или вводятся сквозь черепную коробку — и чуткие перья самописцев вычерчивают кривые, по которым врачи устанавливают заболевание.

Посмотрев на эти фотографии, не бойтесь за меня, Они сделаны на выставках медицинских н научных приборов.

Инженеры Федеративной Республики Германии и Голландии любезно показали мне действие втих приборов, стоящих иа страже здоровья человека.

Недавно я видела интереснейший фил ьм.

Мелькают кадры... Собака в камере делает беспорядочные движеиня. Вот она случайно нажимает доску — выскочила кормушка.

В следующий раз собака уже намеренно нажимает доску. У окна камеры стоят, профессор С. Н. Брайнес со студентами. Но с профессором-психиат-ром ,не медики, а будущие инженеры по радиоэлектронике. Но что они тут делают) Они решили создать машину, которая вела бы себя так же, как собака. Машина должна совершенно случайно зажигать одну из трех ламп при нажатии на кнопки. Но, если вы будете нажимать на кнопку «подкрепление», когда загорается, например, первая лампа, то через некоторое время вы научите машину зажигать именно вту лампу.

Фильм «Мозг и машина», поставленный Московской студией научно-попу-лярных фильмов, рассказывает об этом замечательном примере сотрудничества разных отраслей энаннй.

Больше того, он кончается многозначительно: работники Воронежского завода синтетического каучука сказали, что прибор, сделанный студентами и биологами, остро нужен нм для регулирования производства.

Сейчас ведется работа по созданию самообучающегося регулятора — своеобразного машинного «мозга» для завода.

Сегодня перечитывала Фламмариона и нашла великолепное древнее изречение: «Мудрец не утверждает ничего, что ие может доказать».

Как жаль, что вто забывают многие люди! Оии заваливают редакции

длиннейшими статьями о своих незрелых открытиях. Из Москвы. Ташкента, Одессы, Уфы в разные адреса идут толстые ^1аке>ы с приложением нотариальных копий, схем, многословных рассуждений и биографических подробностей, жалоб на недвижность «кастовой науки», обвинений в идеализме.

Одного не устраивают обнаруженные в природе необратимые процессы. Другой восстает против теории относительности, которая как-то не укладывается в его голове. Третий сочиняет новые законы природы и требует от ученых утвердить или опровергнуть втн законы,

как будто ученый знает наперед все, что будет открыто, и сразу может увенчать открывателя лавровым венком. Четвертый называет старые вещи новыми Словами и требует авторского права иа »ти слова. Пятый полагает, что знание нескольких общих цитат и чтение популярных статей делают ненужным веккий эксперимент, всякий количественный расчет.

Может быть, мы сами виноваты: ие оговариваемся каждый раз, что в популярных статьях есть — и то только в нервом приближении — лишь выводы науки, а не весь арсенал фактов, который неумолимо к ним привел)

Наука, вообще, говоря, редко испытывает недостаток » гипотезах, гораздо чаще ей не хватает фактов, позволяющих предпочесть одну гипотезу другой. Профессиональное чувство ценности факта, на добычу которого люди тратят силы, громадные средства, а иногда и жизиь, — вот что отличает настоящего ученого, и я хочу передать это чувство читателям^

Я в Управлении генерального правительственного комиссара Всемирной выставки 1967 года в Москве. Сотрудник управления улыбается:

— Слишком рано пришли! Еще ничего не известно, кроме того, что Всемирная выставка будет в Москве, иа территории Юго-Запада...

— Я знаю это и пришла посоветоваться о другом. Мие кажется, что в создании выставки должен активно участвовать весь народ, а не только те архитекторы, художники и инженеры, которых вы пригласили для составления проекта. Разве мало в стране изобретателей, художников, массовиков, просто выдумщиков, которые могут предложить оригинальные аттракционы, смелые конструкции павильонов, способы показа наших достижений, новинки садоводства и цветоводства, средства транспорта, аффекты освещения и многое другое) Мне, например, представляется гигантский глобус, метров 60 в диаметре, который висит в воздухе, удерживаемый электромагнитами...

— Вот вы и организуйте сбор таких предложений, а мы в комитете выставки с удовольствием поддержим всякую разумную н вффектную затею, — заканчивает сотрудник наш разговор.