Техника - молодёжи 1961-02, страница 31

Техника - молодёжи 1961-02, страница 31

s

СТРАНИЦА

7

дм

■На считаете ли вы, что каждая картина в музее должна быть ярко освещена, а для некоторых применено цветное осве дцение!»

Д. Береговой (г. Свердловск)

собая подсветка картин допустима и делается. Но создавать исключительно яркое освещение, тем более цветное, в принципе не верно. Замысел художника ие должен исправляться. Квртина для того и пишется в приглушенных и темных, в светлых и ярких тонах, чтобы казаться мрачной ипи веселой, создввать впечатление тревоги или редости.

Другое дело требование правильного, без бликов, затенений, освещения, близкого к естественному.

Недавно в Эрмитаже производились работы по реконструкции освещения картинных галерей. Они носили опытный, проверочный характер и сводились и получению мнения группы искусствоведов и светотехников. Раздельно показывались три картины: темная, светлая и средняя. Освещенность картин создавалась люминесцентными лампами и изменялась ступенчато, как све'рху вниз, так и снизу вверх. Каких-то жестких, определенных норм установить не удалось, да и вряд ли это возможно. Общее мнение: освещение должно выбираться с учетом отличительных, характерных свойств картин и, конечно, технических возможностей.

Индивидуальные особенности картин — сюжет, выполнение, степень сохранности — теряются или, наоборот, чрезмерно выявляются от степени освещенности. Яркий свет не портит картин светлых, радостных тонов. Он только усиливает ощущение ясности и свежести. Но сильное освещение картин с мрачной тематикой — гибель корабля в бушующем океане, снятие с креста— утрачивает впечатление драматизма и подавленности.

Большое значение имеет фон, на котором рассматриваются картины. Стены, украшенные резьбой, орнаментовкой, декоративными тканями (в старых, дворцовых зданиях), очень мешают. По выражению одного из искусствоведов, рассматривать картины на фоне таких стен, все равно что слушать симфонию среди шума котельного цеха. Стены должны быть ровных, мягких и светлых тонов. Яркость их не должна конкурировать с яркостью картин.

Наилучшее освещение дает комбинация направленного света с отраженным или рассеянным. При этом достигается ровность освещения, блики на картинах исчезают, не наблюдается теней от рам, скрадывается фактура полотна-

Академик Петр Александрович РЕБИНДЕР много лет иосвятнл работам в области физической и коллоидной химии. Труды П А. Ре-биидера и его сотрудников привели к возникновению новой пограничной области знания — фиаико-хнмичесной механики, позволяющей создавать основу технического прогрессе — новые материалы.

ЗА АКТИВНОЕ ДОЛГОЛЕТНЕ

££Ьъииш ПЛ. ШНШ

Хотя я вместе со своими сотрудниками занимаюсь рядом конкретных и, мы уверены, весьма актуальных проблем физико-химической механики и прежде всего получения новых материалов, — несмотря на зто, я считаю важнейшей задачей туки борьбу зв активное долголетие человека, борьбу с болезнями. Я убежден, что не только физиологи и врачи, но, быть может, еще я большей степени физико-химики, биохимики и химики-органи-ки должны объединить свои усилия для скорейшего и возможно более полного решения этой важнейшей проблемы человечества или, лучше сказать, для разработки отдельных участков, из которых слагается эта проблема.

Уже достигнутые здесь зв последние десятилетия успехи наукн наглядно подтверждают, что физико-химики и химики, работающие в этой области, могут дать несравнимо больше, чем биологи и врачи, не владеющие принципиально новыми методами и направлениями в науке, иачинвя от тончайших биохимических методов и синтезов сложных белковых веществ — основы и продуктов жизнедеятельности организмов, от исследования тонкого строения и многообразных свойств гигантских полимерных молекул и сложных коллоидных структур до уже теперь порвжающих наши умы выводов молекулярной биологии и биологической кибернетики.

Конечно, значительная трудность состоит в том, что представители физико-химических знаний, включая и математиков, экспериментаторы и теоретики, должны овладеть знаниями в области биологических наук, освоить «биологический материал». Тогда, работая в содружестве с биологами в широком смысле и врачами-новаторами, физико-химики достигнут иеожидвнных результатов, которые, несомненно, приблизят нас к перевороту, не имеющему прецедентов в развитии человечестве.

Мы уверены, что именно наша страна, строящая коммунизм, примет самое активное, руководящее участие • решении этой проблемы.

Конечно, неумеренная агитация за широкое участие творческих сил в решении этой важнейшей проблемы должна встретить серьезные возражения. Нам скажут, что нецелесообразно отрывать силь нрших растущих Молодых ученых от насущно необходимых народнохозяйственных пря^л^м, реша

емых уже теперь с большим эффектом для технического прогресса. Это верно, особенно если иметь в виду трудность решения и малую надежду на получение конечных результатов в ближайшем будущем, так сквзать, не столько проблемность этой важнейшей задачи, сколько ее проблематичность, то есть неуверенность в быстром успехе.

В известной степени такие возражения справедливы: государственное планирование науки в нашей стране должно обеспечить гармоническое развитие всех отраслей научного творчества, техники и культуры. Мне особенно ясно, насколько важно обеспечить долговечность бетонов, разработвть новые виды материалов и изделий, деталей машин на основе синтетических полимеров. Сделать все это неизмеримо легче, чем решить проблему активного долголетия человека, управления физиологическими процессами, победы над болезнями, старостью и самой смертью. Однако и нынешнее человечество и наши потомки ждут от науки бурного прогресса н в этой важнейшей области.

В самом деле, каждому известно, что любой организм рождается, растет, то есть развивается, стареет и умирает. Бессмертие человека нашей Советской Родины — в рвзвитии будущего коммунистического общества — единого человеческого коллектива. Наука уже теперь приводит нас к убежденности в том, что если смерть любого живого организма в принципе неизбежна, то наступление ее может быть отдалено иа очень длительный срок, если человек овладеет биохимическими процессами и научится «ремонтировать на ходув свой организм.

Как я уже подчеркивал, в каждой области творческой мысли есть свои важнейшие проблемы. Так, например, проблеме новых, невиданных доселе высокопрочных и долговечных материалов и других материалов с заданными свойствами является поистине основой всего нашего технического прогресса. Мне уже приходилось беседовать с читателями «Техники — молодежи» на страницах журнала о физико-химической механике — новой пограничной области знания, науке о новых материалах. В недалеком будущем я надеюсь иметь возможность сообщить о дальнейшем развитии этих работ коллектива советских ученых и производственников.

27