Техника - молодёжи 1961-05, страница 37СКАЗКА ДВА МЕДВЕДЯ 1 НА СТОЛЕ передо мной две статуэтки. Одну из них я нашел иа берегу Черного моря, в района Зеленого Мыса. Когда-то зто был осколок скалы с острыми равными краями. Столетия, е может быть тысячелетия, море, ветер и солнце обрабатывали зтот кусочек желтоватого, с серыми прожилкеми камня, и в результате получилась фигурка поднявшегося ив дыбы медеедя. Вторая статуэтка тоже из камня, только белого, с тонкими голубыми жилкеми. Она тоже изобрежает медведя, вставшего не задние лапы. Эту статузтку я купил в магазине. Она талантливо сделана каким-то неведомым мне урельским резчиком. Обе эти стетуэтки очень схожи, хотя методы изготовления их принципиально различны. Первая фигурка пояяилась в результате взаимодействия огромного числа случайностей. С той же вероятностью вместо стетуэтки медведя могла получиться фигурка рыбы или зайца, а чаще всего из осколков сквл образуются обычные круглые голыши. Вторея статуэтка была задумана как фигурка медведя. При ее изготовлении мастер применял те методы, приемы работы и движения, которые были необходимы для изображения именно медведя. В первом случее стихийные силы природы не имели перед собою ни определенной цели, ни прогреммы действий. Во втором случае местер решал конкретную зедачу и действовал по заранее подготовленной программе. Эта программа образовалась в мозгу мастера а результате обучения, многократных поаторений, навыка. Все явления, происходящие в природе, в том числе и е человеческой жизни, можно разделить на дее большие группы: случайные, не связанные с выполнением какой-либо задачи, и закономерные, направленные иа достижение определенной цели и выполняемые по программе. Почему из зернышке одуванчика вырастает не дуб, не огурец, в именно одуванчик? Потому, что зернышко несло в себе такую программу росте, видоизменений и других действий, которые обусловили получение одуванчика. Эта программа, каким-то образом «записанная)» в зернышке, образовывалась тысячелетиями в результате накопления, отшлифовывания и совершенствования наследственных призиеков, изменявшихся под воздействием внешней среды и борьбы за существование. По таким же программам выросло и вырастает все живое. Можно ли создеть искусственно программу действий во времени? Технологические процессы, применяемые в промышленности, даже самые сложные, могут быть запрограммированы с помощью разнообрезиых технических приемов. Однако пока еще никто не возьмется зепрограммироееть искусственно даже такой «простой» процесс, кек произрастание одуванчика. Приходится ограничиваться техническими задачами. ТРЕТИЙ МЕДВЕДЬ Я эти ее одну из моих стетузток иа завод и попросил изготовить ее копию. В моем присутствии медведь был установлен иа обьемно-колировальный станок. Маленький подвижной стерженек с шериком иа конце —• осязатель — был подведен к фигурке и начал переме-щеться по ней, ощупывая точка за точкой всю ее поверхность. Одновременно точно текие же движения повторяла шаровая фреза, подаеденная к латунной заготовке. Через два часа у меня в руках была третья ствтузткв медведя из блестящей, еще не успевшей потемнеть латуни. Мастер, изготовлявший второго медеедя, реботел по программе, «записанной» в клетках его мозга; одуванчик вырос по программа неизвестным пока нам способом, зафиксированной в маленьком зернышке; стенок реботел по программе, представлявшей собою модель или прототип изделия. Последний метод, наиболее простой случвй программирования, называется копированием. В различных видах оно давно и широко применяется в технике. При зтом копированием можно считать не только случай, когда станок непосредственно воспроизводит форму эталонного изделия или копире. По существу, копированием является и другой случвй, когда каждое из разнообразных деиженнй станка или машины, необходимых для изготовления изделия, осуществляется путем копирования своего «копире» — кулачка машины. Подавляющее большинство существующих евтометое именно так и построено. Осуществляемые ими сложные опереции разбиты на простейшие движения, для каждого из которых в автомате имеется свой кулачковый или другой мехенизм. Не первый взгляд зто два различных способа копирования. В первом случае моделироеелось семо изделие; во втором — движения, необходимые для его обработки. На самом же деле принцип один, тек как модель изделия используется текже для осуществления движений, необходимых для изготовления аналогичного изделия. Можно ли, зеписав элементарные движения, нужные для обработки фи М. БРЕЯДО, инженер Рис. А. ВОЗЛИНСКОГО н Г. ГОРДЕЕВОИ гурки медведя, е виде, скажем, профилей кулечков, построить автомат, который вырезал Тбы из металла или камня таких же медведей? Конечно, можно. Я взялся бы сконструиро-ееть такую машину. Это был бы высокопроизводительный автомат, изготавливающий несколько тысяч медведей в день. Но такой автомат никому не нужен. Пореботев месяц, он удовлетворил бы спрос на медведей не десятки лет вперед. А перестроить его иа Ееырезание фигурок слонов или балерин очень трудно, почти невозможно. В автоматах, движение ребочнх ор- Агеиое которых зеписе-но в виде профилей кулечков, программа органически связана с конструкцией машины. Правде, существуют автоматы, например токарные, конструкция которых рвссчитена на изготовление группы резличных деталей. Переналадка в них осуществляется путем зе- Амены кулачков. Однако на токих автоматех могут изготавливаться только детели простейшей конфигурации и близкие по резмерам (болты, гайки, валики и т. п.). Изготовить де-тель сложной формы, X такую, мак фигурка медведя, на зтих станкех нельзя. Чем сложнее еыполняемея евтоматом задаче и чем больше его производительность, тем, кек прееило, он менее универселен. Конструкторы мешин давно стремятся создеть текое оборудование, которое сочетело бы в себе высокую производительность специализированных автоматов с универсальностью простейших мешин индивидуального производстве. Этим требоввниям е большей мере отвечвет использованный для изготовления третьей фигурки медведя объ-емно-копировальный станок. Ведь его почти не нужно перенележивать. По образцу он воспроизвел стетуэтку медведя. Для того чтобы изготееливать на 34 |