Техника - молодёжи 1961-08, страница 36Тишина. Дрожащий, прыгающий из стороны в сторону яркий луч прожектора в ру-ках Батаноаа прорезает тьму. Батанов бежит в ту сторону, куда ушел Хзнь. Луч света вырыввет из темноты исковерканные взрывом остатки машин, скрюченные стальные бапки, оборванные провода... А на стене — нввеки отпечатавшуюся тень Хзня, протянувшего руку к Неведомому... Кабина ракеты. У пульта сидит Батанов. Его лицо осунулось, постарело. Невидящим взглядом он смотрит на лежащую перед ним фотографию: на ней Хзнь и две девочки в пестрых саронгах. Сзади уронил голову иа стол Сташевский. Его плечи вздрагивают. — возьмите себя в руки, владик,— не оборвчиааясь, говорит иомандир. — Надо немедленно передать сообщение на Землю. — Хорошо, — безучастно отзывается инженер. Батанов поворачивается, пристально смотрит ив товарища. — Чтобы пробить магнитный пояс,— медленно произносит он, — нам придется израсходовать всю энергию двигателей... Сташевский подымает голову. — Но... Но тогда.... — Тогда, — неумолимо заканчивает Батаиов, — мы останемся здесь... — На Деймосе? — Да. — Почему?! Ведь мы вернемся и сами все расскажем... Пусть на Земле узнают на несколько месяцев позже... Батанов подымается. Мягко кладет руку на плечо товарища. — Отправляясь в этот полет, каждый из нас хорошо понимал, что его ожидает. Все может быть на обратном пути: столкновение с метеоритом, отклонение от правильного курса из-за неполадки приборов, неудачная посадка... — Как это случилось с их кораблем в сибирской твйге,—тихо добавляет Сташевский. — Да. Рисковать мы не имеем права,— твердо произносит Батанов, глядя не фотографию Хэня. — Мы обязаны сообщить нв Землю о нашем открытии. Даже... даже ценой космического плена. Давайте решать. — Все ясно, что решать! — отвечает инженер. Батанов останавливает его: — Не надо спешить, Владик. Подумайте... Здесь я не могу приказывать... И опять наступает тишина. Задумчивы лица космонавтов, И мы как бы видим на миг, о чем вспоминает а эту решающую минуту каждый из них... Олегу Батанову вспоминается маленькая палатка на таежной опушке... Скалистый берег моря, в который бьет волна, вздымая тучу сверкающих брызг... Березка нв вершине холма — простые земные пейзажи. А молодой инженер видит отражайие тихого уголка парка на берегу какого-то пруда, две неясные фигуры. И явственно звучит в ушах родной голос: — Мой йоханый... И снова фотография Хзня с дочерьми. Он квк бы тоже принимает участие в этом решении... Инженер кладет руку на штурвал запуска двигателей. — Я готов! — Включайте! — помедлив, командует Батанов. Инженер поворачивает штурвал. На пульте перед Батановым загорается лампочка. Подтянув к себе микрофон, Олег начинает Вызывать: — Земля, Земля! Я — Сокол! Я — Сокол. Я — Сокол!.. Голос Ваганова звучит из мощного динамика а штабе перелета; — ...Все добытые материалы и схема внутренних переходов Деймоса будут храниться а пилотской кабине в сейфе Б. Принимаем меры, чтобы обезопасить пленку ot магнитного воздействия... Запас энергии иссякает, передачу заканчиваю. Шлем привет всем людям Земли! Батвнов... И посла короткой паузы, заполненной треском и шорохами космических разрядов, добавляет: — До свидания. Земля! • Стартовая площадка в степи. Взволнованный голос Суровцева: — Итак, дорогие друзья-телезрители, до старта спасательной экспедиции на Деймос остаются считанные минуты. Суровцев ведет свой репортаж из застекленной рубки ^командного пункта. Рядом с ним приникла к перископу Валя. — ...Сейчас мы включим камеру, установленную нв стартовой площадке. В центре стартовой площадки уходящие вверх, .подобно строительным лесам, стальные колонны, оплетенные канатами проводов. Между ними нацеленная в зенит гигантская ракета. — По проекту строительство «той ракеты должно было закончиться только будущей весной, — говорит Суровцев.— По решению совета сроки сократили в три раза. Рвбочие и конструкторы сумели сжать их еще вдвое. Из тысяч добровольцев было отобрано трое... Возле раскрытого люка ракеты стоят три человека в скафандрах. Прозрачные колпаки шлемов откинуты. Они внимательно слушают последнее напутствие председателя Астронавтического совета. — Вы, вероятно, обижены, что назначены не Командиром, а вторым пилотом в этот полет? — негромко спрашивает академик, глядя прямо в глаза Платону Рубцову. — Как бы вам объяснить... Для командире... у вас слишком спокойное сердце... Понимаешь, Платон?.. Слепящвя вспышка озаряет экран. Глухой рокот, переходящий в постепенно удаляющийся свист... Над пустынной степью кружатся вихри пыли. • Запрокинув голову, смотрит в небо Валя. Вихрь рвет платок у нее с головы. КЯОМИРЕ Щ£|книгПУТЬ К ЗВЕЗДАМ Среди бумаг Циолковского, ныне хранящихся в архиве Академик тук СССР, есть лнеток с примечательными словами: «...хочу быть Чеховым в науке: в небольших очерках, доступных подготовленному нлн неподготовленному читателю, дать серьезное логическое познание наиболее достоверного учения о космосе». Мне вспомнились вт и слова, когда недавно я читал книгу, с обложки которой смотрел бронзовый Циолковский. «Путь к звездам» 1 — сборник научно-фантастических произведений велико/о ученого — выпущен издательством Академик наук СССР в чудесное время. Края, куда давно проникла фантазия калужского мыслителя, сегодня завоевываются советскими людьми. «Эти работы, — пишет в предисловий к сборнику академик В. Г. Фесенков, — вызывают огромный интерес, заставляют размышлять о многих чисто конкретных ва дачах... будут способствовать увеличению числа витуянастоа в втой области науки и техники». Сборник открывается научно-фантастн-ческой повестью «На Луне». Эта повесть была написана в 1887 году в городе Боровске. В 1693 году она вышла отдельной книгой как приложение к журналу «Вокруг света», Не первый рав уносила человеческая фантазия путешественников к нашему небесному соседу. В 160 году новой вры послал своих героев на Луну греческий писатель Лукиан Самосатскнй. В 1634 году увидел свет рассказ иввестного астронома Кеплера «Сои». Существовали и другие фантастические произведения о лунных полетах. Однако ие случайно опытный издатель Сытин выпустил эту работу Циолковского. Повесть «На Луне» (вернее называть ее научно-популярным очерком, таи как Циолковский не принадлежал к числу людей, умеющих лепить запоминающиеся человеческие образы) привлекла внимание читателей конца XIX века тем же, чем привлекает она и современного читателя, — ярким описанием природы Луны н физических явлений, с которыми встретятся люди, впервые вступившие ив поверхность нашего спутника. Центральное место и сборнике по праву занимает повесть «Вне Земли» — пронвведсиие с большой, интересной судьбой. Константин Эдуардович начал писать повесть s 1897 году, набро-еав первые формулы своей бессмертной теории ракет. Язык математики, которым он владел свободно, иа втот раз показался ему слишком скупым. Циолковский-ученый призвал себе на подмогу Циолковского-писателя. Однако, написав первые главw повести, он надолго отложил ее завершение. Учеиьш победил в нем писателя, и впервые теория космонавтики увидела свет ие в виде фаНта- 'К. Э. Циолковский, Путь к звездам. М., нзд-во АН СССР, 1960. 32 |